Сталкиваются с таким вопросом: «Пубертатный период - что это такое?» Ведь резкие изменения в поведении и развитии школьника видны даже невооруженным глазом. Время, когда в организме подростка происходит перестройка, завершающаяся половой зрелостью, называется пубертатным периодом. В эту пору закладываются основные особенности организма, во многом определяющие характер и прочее. У молодых людей он наступает в 12-16 лет, у девушек - в 11-15 лет.
Или, может быть, вы хотели бы дать своей профессиональной жизни новую перспективу, а также посоветовать другим людям темы, касающиеся целостного здоровья? Рекомендуем Академию естественных наук. Академия естественного исцеления является профессиональным консультантом по целому здоровью в дистанционном образовании в возрасте от 12 до 18 месяцев - такими, как вы, - которые любят здоровое питание и здоровую жизнь.
Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку
Если вам понравилась эта статья, мы были бы очень рады получить небольшой взнос за нашу деятельность! Одушевленные дети могут побуждать родителей, учителей или даже товарищей к безумию. Воспитание ребенка в основном очень простое. Это так просто, что вам не нужно читать ни одной книги об этом. На практике, однако, это выглядит совершенно иначе.
Физиологические изменения
Итак, попытаемся подробно разобраться в вопросе: «Пубертатный период - что это такое?» В это время происходит развитие подростков. Окончательно формируется костная система, происходят изменения в церебральной активности и даже в составе крови. В данный период наблюдаются как повышенная активность подростков, так и внезапная утомляемость, вызывающая снижение работоспособности. Нередко возникают нарушения в координации мелких и крупных движений, молодые люди становятся суетливыми, неловкими, делают много лишнего. Это происходит из-за некоторых изменений в пропорциях тела, вследствие нового соотношения мышц и силы, перестройки двигательной системы. В развития может наблюдаться ухудшение почерка, неряшливость. Процесс созревания также влияет и на развитие речи. Особенно это относится к мальчикам. Их речь становится стереотипной и лаконичной. В данный период также может наблюдаться некоторая неравномерность в развитии и росте молодых людей.
Бисфенол А используется в качестве основного компонента в производстве пластмасс. Он используется во всем мире для нанесения покрытий и упаковки на пленку. Перед этим решением принимаются некоторые дети. Нарушение сексуальной идентичности - очень редкое психическое расстройство, а. в сексуальной путанице.
Твоя маленькая девочка растет! Это также захватывающее время для вас, как для матери, потому что тело вашей дочери, ее ощущения и взгляд на жизнь меняются. Когда ваша дочь приходит в половую зрелость, вы являетесь ее самым важным контактным лицом. Конечно, вы уже испытали все это сами. Но здесь вы можете освежить свои знания о том, что происходит, когда и почему, немного, чтобы освежить вашу дочь как можно лучше.
Психологические изменения
Родителям очень важно понимать и принимать все сложности, связанные со временем, когда происходит подростка. Безусловно, каждая мать и каждый отец должны знать ответ на вопрос: «Пубертатный период - что это?» В это время у школьников наблюдаются и некоторые психологические изменения. Они становятся более вспыльчивыми, грубыми, обидчивыми, причем чаще всего по отношению к родителям. Нередко их поведение характеризуется чрезмерной демонстративностью, импульсивностью. Родители также могут заметить за ребенком частую смену настроения, упрямость и даже протест. Многие подростки в этот период становятся очень ленивы. Психологи видят причину этого в резком и усиленном росте, снижающем выносливость и «забирающем» много сил.
Тело вашей дочери развивается в своем собственном темпе. Некоторые девочки уже полностью развиты с двенадцатью или тринадцатью, а другие - только в период полового созревания. Не беспокойтесь, если ваша дочь переживает половую зрелость позже своих подруг.
Он скоро догонит и развивается быстрее. Не удивляйтесь возрастным рейтингам на этапах развития, перечисленных ниже: они только средние и служат руководством. На рисунке показано, когда происходят физические изменения. Различия нескольких лет вполне нормальные.
Физические изменения - шаг за шагом. Пока ваша дочь переживает половое созревание, она будет очень хорошо осведомлена о своем теле, и ей может быть стыдно. Они могут дать ей безопасность и объяснить ей, что все, что с ней происходит, совершенно естественно, и нет правил, когда и как быстро она должна развиваться. Растет ли одна грудь быстрее, чем другая? Не причина для беспокойства - у большинства девушек они одинаковы с течением времени. Вы также можете помочь своей дочери привыкнуть к воздействию половых гормонов на ее пот и сальные железы, предложив ей литься с мылом или гелем для душа и использовать дезодорант каждый день.
Пубертатный период. Признаки
У школьников заметно увеличивается вес, ускоряется рост. У мальчиков значительно грубеет голос, в подмышечных впадинах, на лобке появляется оволосение. Понемногу начинают расти борода и усы, увеличиваются детородные органы, происходит эякуляция. У девочек активно развиваются молочные железы. На лобке, в подмышечных впадинах появляется оволосение. Увеличиваются половые губы и наступают менструации. Девочки становятся более женственными, стремятся постоянно выглядеть хорошо. Довольно часто окончание и начало не совпадает с вышеуказанным возрастом. Это может быть вызвано наследственными особенностями развития, питанием, национальностью, воздействием окружающей среды и условиями жизни. Повезло тем подросткам, родители которых знают и понимают специфику такого явления, как пубертатный период (что это процесс взросления ребенка), потому что это время пройдет для них с минимальными огорчениями и переживаниями.
Ниже приведен краткий обзор различных этапов вашей дочери. Многие изменения во время полового созревания происходят внутри тела, а также невидимы для вашей дочери. Помогите ей лучше понять, что с ней случилось, и почему. Игла, яйцевые палочки и т.д. женские половые органы в основном находятся в брюшной полости, где они защищены тазом. На фотографиях вы можете видеть их спереди и сбоку. Когда вы будете играть в анимацию, появятся небольшие текстовые поля, где вы узнаете больше о половых органах.
Если вы хотите больше узнать о менструации и о том, как работает цикл, чтобы помочь объяснить его дочери, нажмите. Процесс физических модификаций полового созревания превращает младенца во взрослого, уже способного воспроизводить сексуально. Кроме того, он усиливает физические различия между мужским и женским полами: перед вступлением в половую зрелость оба мальчика и девочки отличаются только своими гениталиями, но после полового созревания различаются формы, размеры, Состав и функциональное развитие различных структур тела.
Интересно установить, что уже многие высшие животные имеют такого рода латентный период, или детство, с завершающей его фазой созревания; зоологи обозначают весь период в целом юностью. В то время как низшие животные тотчас или очень скоро после рождения становятся половозрелыми, у животных, стоящих на более высокой ступени развития, - птиц, млекопитающих, а также у жуков и рыб - наблюдается более длительный латентный период, продолжительность которого зависит частью от температуры, в которой они живут, частью от характера их питания. Зависимость от климата наблюдается и у человека: жители тропиков созревают быстрее, чем народы, живущие в умеренных поясах. Если не считать очень крупных животных, как слоны, которые требуют 20-24 лет для созревания, ближе всего стоят в этом отношении к человеку примитивной культуры антропоиды, латентный период которых длится 8-12 лет. В течение этого же времени созревает и человек в жарких поясах. В нашей же зоне и в условиях нашей культуры человек достигает зрелости в 15-17 лет.
Для каждого пола последствия половой зрелости различны. У женщин такие гормоны, как эстрадиол, эстроген, который стимулирует рост груди и матки, становятся актуальными. Основные женские физические трансформации связаны с появлением лобковых волос, изменениями влагалища, матки и яичников, началом менструации и фертильных условий, изменениями в структуре таза, фиксацией жира и Изменения в составе тела, повышенный рост и внешний вид запаха тела, в дополнение к переносу дермальных превращений и угревой сыпи.
Менархе называют первым менструальным периодом, который возникает у тех девочек, которые входят в половую зрелость, является главным признаком для идентификации этого периода. Но перед тем, как девочка имеет менархе, она может заметить другие изменения в ее теле, такие как повышенная высота, беловатые выделения влагалища и рост волос по всему телу. После первых менструаций, как правило, в течение некоторого времени проходит без девушки, имеющей новые периоды, до тех пор, пока они не станут месячными и регулярными.
- 1 Педология юности. Сб. статей. М.-Л.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1931.
Фаза созревания обнаруживается у человека также и в ряде особого рода психических явлений, которые стоят в биологически осмысленной, т.е. телеологической, связи с телесным созреванием. Эта психическая пубертатность (aeeliache Pubertat), как мы будем ее называть, появляется часто еще до физического созревания в качестве его предвестника и продолжается большей частью долгое время после него. Если мы хотим понять эти явления, то мы должны прежде всего рассмотреть их в их происхождении и в их биологическом значении.
У женщин период полового созревания обычно заканчивается примерно в возрасте 17 лет, после этого периода девочкам не приходится нормально проходить нормальный цикл или продолжать расти в высоту. У детей самым ярким признаком является увеличение яичек, а затем резкий рост высоты и увеличение волос по всему телу, включая лицо. Они также будут иметь так называемое «ночное загрязнение», и вы заметите значительное изменение в голосе. Другим следствием является процесс адренарха, который характеризуется потоотделением, угревой сыпью, запахом тела и увеличением лобковых волос.
В то время как самые низшие живые существа размножаются путем простого деления клеток, на более высоких ступенях возникают половая дифференциация и связанное с нею половое влечение. Клетки различного рода, мужские и женские, обособляются друг от друга и должны для размножения снова соединиться. Хотя каждая клетка и заключает в себе составные элементы того и другого пола, однако элементы одного пола вытеснены и имеются лишь в виде зачатков или же остатков, в то время как элементы другого пола выступают как определяющие в половом отношении. Для осуществления размножения каждый пол нуждается в дополнении другим полом. Из этого биологического факта мы выводим основное для нашей задачи понятие - потребность дополнения (Erganzungsdedurfniss). Существо, определенное в половом отношении, образует лишь неполный экземпляр соответствующего рода. Только в соединении друг с другом оба пола образуют целостное существо своего рода, и лишь в соединении друг с другом они могут дать начало новому существу этого рода.
Точного возраста, при котором ребенок входит в половую зрелость, не существует, но это зависит от многих факторов, таких как питание и внешний, однако считается, что этот период составляет от 13 до 17 лет. Изменения на этом этапе происходят из-за того, что эндокринные железы вырабатывают больше гормонов; в случае женщин яичники увеличивают производство эстрогенов и других важных женских гормонов, а у мужчин - это яички, которые увеличивают производство, следствием всего этого является абсолютное изменение в физиогномике этих людей которые оставляют свое детское тело взрослым.
В этом жизненном явлении лежат корни тех переживаний, которые мы ниже описываем, ибо своеобразие человека заключается в том, что жизненные процессы преломляются у него в виде известных переживаний.
В то время как у некоторых низших животных длительное сосуществование двух индивидуумов обеспечивает размножение, у высших животных, где индивидуумы пространственно отделены друг от друга, возникают новые явления, обеспечивающие размножение, и прежде всего чувственные раздражения. Посредством чувственных раздражений различного рода - звуки, запахи, цвета - животные возбуждают внимание другого пола и взаимно привлекают друг друга. Однако это чувственное возбуждение не дает еще, по-видимому, достаточной гарантии. Если индивидуумы одного и того же рода рассеяны на большом пространстве, то шансы на то, чтобы они могли воспринимать друг друга посредством органов чувств, чрезвычайно незначительны, Должно быть создано больше возможностей и поводов для приближения особей друг к другу, и это совершается путем того, что животное в течение созревания или даже, - на что нужно обратить внимание, - незадолго до созревания охватываются возбуждением. «Это возбуждение вызывает у животных особые движения, часто даже сложные привычные действия, которые благоприятствуют взаимному восприятию». Часто животные даже бродят в течение этого периода, птицы предпринимают полеты и т.п.
Однако изменения в половой зрелости являются не только физическими, но и связаны с процессом психологического и эмоционального созревания чрезвычайно важными. Физические изменения вызывают у молодых людей глубокую эмоциональную привязанность, во многих случаях, потому что они даже не были подготовлены к этому, потому что родители не разговаривали с ними на фронте или потому, что они были слишком защищены, чтобы не дать им пространство, чтобы знать друг друга и Позаботьтесь о себе.
Все это заставит молодого человека чувствовать себя дезориентированным и проявить его благодаря большой нестабильности и высокой чувствительности, которые заставят вас немедленно ответить на то, что они беспокоят или причиняют боль. Этот период следует воспринимать легкомысленно, часто все эти изменения приводят к тому, что дети чувствуют себя очень одинокими и во многих случаях становятся подавленными, а отсутствие компании и понимание могут значительно утверждать поврежденные чувства ребенка, в результате чего они попадают в яму Во многих случаях они не возвращаются.
Здесь даны предтечи психических явлений пубертатного периода у человека: выработка чувственности и специфические явления возбуждения. Эти предтечи переходят еще в пределах животного мира в дальнейшую стадию. У более высоко стоящих животных, например у некоторых птиц, спаривание наступает не тотчас после случайной встречи двух половозрелых особей, а после более или менее длительного ухаживания, как своего рода выбор супруга. Таким образом, уже у животных латентный период, пора ожидания, продолжается при известных условиях и после окончания созревания. С другой стороны, у животных, так же, как у примитивных народов, наблюдается еще до половой зрелости игровые действия полового характера.
Рост и развитие личности - это непрерывное явление, которое начинается в момент зачатия и завершается в конце полового созревания, период, в течение которого достигается зрелость в его аспектах: физическая, психосоциальная и репродуктивная. Мы уже видели, и сегодня мы фокусируемся на росте после рождения ребенка до полового созревания.
Гормоны являются исполнителями генетической программы и играют ключевую роль в росте и физическом развитии, особенно благодаря их действию на ткань кости и хряща. Роль различных гормонов в росте различна в зависимости от того, является ли это пренатальным или постнатальным ростом.
Теперь нам ясен биологический смысл явлений, сопровождающих пубертатный период: внешнее и внутреннее возбуждение, которым сопровождается созревание, должно вывести индивидуума из состояния самоудовлетворенности и спокойствия и побудить его к поискам и к сближению с существом другого пола. В применении к человеческой личности это означает: явления, сопровождающие созревание, должны, чтобы обеспечить соединение с существом другого пола, вызвать в человеке потреб ность дополнения, они должны сделать его возбудимым, ищущим, неудовлетворенным в своей замкнутости, и его «я» должно быть раскрыто для встречи с «ты».
Характер роста, который был обусловлен фенотипом матери, расположен в соответствующем канале, обусловленном генетическим фактором. Увеличивается жир тела и изменяется пропорции тела с прогрессирующим увеличением нижнего сегмента из-за быстрого роста конечностей.
Первые три года жизни представлены как переходный этап между очень быстрой фазой роста младенца и периодом устойчивого роста, который простирается от трех лет до начала полового созревания. Это период созревания, когда ребенок делает важные успехи в приобретении психомоторных функций, а его пищеварительные и метаболические функции достигают достаточной степени зрелости, чтобы приблизить его кормление к питанию старшего ребенка.
В этом заключается биологический смысл пубертатного периода.
Длительность и стадии пубертатного периода
Психическое и телесное созревание не вполне совпадают друг с другом в отношении начала, конца и длительности.
Уже про животных мы читаем у Doflen следующее: «Большей частью наступление этих перемен (автор имеет в виду телесные изменения при созревании) сопровождается определенными явлениями, во внутреннем состоянии животного, которые, однако, не всегда совпадают во времени с обнаружением внешних признаков». Так наблюдаются явления, которые предшествуют физическому превращению, равно как и такие, которые продолжаются после него или идут вслед за ним. Психическое преломление или психический эквивалент телесных процессов носит более разветвленный широкий характер, чем сами эти процессы, и это несоответствие тем больше, чем утонченнее психический организм, в котором преломляются эти процессы. Таким образом, мы имеем картину удлиняющейся вместе с ростом культуры психической пубертатности, и в этой растущей сложности и длительности пубертатных явлений находит свое объяснение трудность связанных с этим периодом проблем. Мы твердо устанавливаем таким образом, что нужно строго различать психическую пубертатность от телесной в их длительности.
Стабильный период роста
В этот период быстрого роста, если мы рассмотрим первые четыре года жизни, он характеризуется постепенным снижением скорости от 25 сантиметров в первый год до 12 сантиметров второго, 10 сантиметров третьего и 8 сантиметров четвертого года. Он состоит из трех или четырех лет ребенка до начала пубертатного рывка. Это период медленного и равномерного роста. До начала полового созревания наблюдается небольшое замедление линейного роста.
На дошкольном уровне темп роста ниже, чем на первый год жизни. Во время школьного периода рост и увеличение веса медленны, но единообразны. Это этап подготовки к развитию и росту, характерный для подросткового возраста, который придет позже. Во время дошкольного и школьного возраста наблюдается снижение скорости роста в связи с развитием в течение первого года жизни и подросткового возраста. Увеличение веса и размера.
Физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14-16 годами, у девочек - между 13 и 15 годами. Однако цифры в отдельных случаях очень колеблются. По-видимому, существуют большие отличия в этом отношении между городом и деревней и между отдельными странами и областями; далее, естественно, существуют большие расовые отличия. Наибольшее влияние оказывают климат и температура. Известно, что дети чисто немецкого происхождения, если их семьи уже в течение нескольких поколений живут в тропиках, начинают созревать так же рано, как и туземцы. По Seitz нижней границей нормального начала пубертатности следует считать 10-11 лет, верхней - 18 лет. При более раннем или более позднем начале созревания мы имеем дело с патологическими случаями. Средняя норма лежит посредине.
Джеффу не нравится его спортзал. Дело не в том, что он не любит играть в футбол, баскетбол или какую-либо другую деятельность; То, что ему не нравится, - это находиться в шкафчике тренажерного зала в конце урока и принять душ перед своими друзьями. Хотя тело других детей растет и меняется, их тело, похоже, осталось в более раннем периоде. Он меньше, чем большинство других детей на своем курсе, и его голос не имеет сильного или глубокого тона. Он чувствует стыд, потому что он по-прежнему выглядит как маленький мальчик.
Эбби также знает, что значит быть другим. Верхняя часть бикини, которую обычно заполняют ее друзья, по-прежнему выглядит великолепно. У большинства ее друзей был свой период, и она еще не получила никакого сигнала. Эбби даже не нужно снимать ноги или подмышки, но она все равно делает это, как другие девочки.
Это, однако, не означает, что и психическая пубертатность начинается только в это время. Психические симптомы переходного возраста начинаются, как правило, значительно раньше, в 11-12 лет. Характеристику этих первых переходных лет дает G . Dehn , рисующий типы подростков большого города. Особую категорию составляют у него 11-12-летние. Они необузданы и драчливы; игры более старших подростков им еще непонятны, а для детских игр они считают себя уже слишком большими. Проникнуться личным самолюбием или высокими идеалами они еще не могут, и в то же время у них уже нет детского подчинения авторитету. Эта фаза является, таким образом, прелюдией к периоду психической пубертатности.
За этой фазой следуют две главные стадии, которые мы вместе с Е. Schopen называем пубертатной стадией (Pubertal) и юностью (Adoleszenz). W . Ament один из первых указал на эту двухфазность и назвал первый период годами шалостей (Flegeljahre) и второй - годами неуклюжести (Tolpeljahre). Эти житейские обозначения с научной точки зрения не вполне подходящи, так как они выражают лишь отдельные бросающиеся в глаза особенности, а не существенные-черты данных стадий. Мы предпочитаем поэтому два нейтральных термина, которые уже у римлян употреблялись в сходном смысле. Adoleszenzia считалась у римлян периодом между риег (мальчик) и juvenis (молодой человек), между мальчиком и мужчиной, именно - время от 15 лет до 30-х годов, т.е. во всяком случае юношеский и девический возраст после полового созревания. Слово же pubertas обозначает у римлян саму половую зрелость. Между тем в немецком языке выражение пубертатность употребляется в различном смысле: одними для обозначения периода созревания - такое обозначение разделяем и мы, другими - для обозначения момента завершения созревания, третьими, например Моллем, - для обозначения времени после созревания; последнее нецелесообразно потому, что для этого периода есть обозначения, и это противоречило бы обычному словоупотреблению. Мы различаем таким образом:
- юного человека (Adoleszenten), и
- пубертирующего (Jugendlichen).
Когда проходит граница между обоими периодами? Римляне считали границей 15 лет, но для нашей зоны это слишком рано. Различные данные говорят за то, что в среднем граница проходит в 17 лет. У девочек в начале, у мальчиков в конце 17 лет совершаются, по-видимому, как правило, превращения. Подросток превращается в юношу или девушку. Это превращение совершается во всем жизнеощущении, в основной установке по отношению к окружающему миру. За жизнеотрицанием, характеризующим пубертатную стадию, следует жизнеутверждение, характеризующее юношескую.
1. Негативная стадия. Стадия отрицания начинается, как я уже указала, во время психической предпубертатности. Предпу-бертатный период, так же, как и пубертатный, носит в основе негативный характер: на передний план выступают здесь неудовольствие, беспокойство, физическое и душевное недомогание, которое находит себе выражение в дичливости, вялости и капризах. Все силы организма поглощаются процессом созревания. Следствием этого являются малокровие и утомляемость. Всякого рода нарушения оказывают обратное действие на психическое состояние. Повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние - таковы характерные черты подростка. Безрадостным является это время для зреющего человека, и его внутренняя неудовлетворенность изживается в грубости, упрямстве и черствости и переносится на окружающий мир. Об этом свидетельствуют записи в дневниках подростков, причем последние часто отдают себе неясный отчет в своем состоянии. Они чувствуют, что их состояние безотрадно, что их поведение дурно, они чувствуют, что их требования и их бессердечные поступки не оправдываются обстоятельствами, они хотят стать другими, но их тело, их существо не подчиняются им. Они должны бушевать и кричать, проклинать и насмехаться, хвастаться и сердиться, даже если они сами замечают странность и некрасивость своего поведения. Непропорциональный рост отдельных органов приводит к очень негармоничным движениям, которые часто сам подросток ощущает как некраси-вые и несоразмерные. Его первые беспокойные порывы непроизвольны, его вечное беспокойство мучительно переживается им самим. Но вслед за этим приходит упрямство. Против нечутких. упреков и насмешек взрослых подымается совесть подростка: «Я не могу ничего с этим поделать, это одолевает меня непроизвольно, и раз ты несправедливо упрекаешь меня и насмехаешься надо мной, то у меня уже нет никакого основания обращать на это внимание. Теперь я сам хочу быть таким». В тех же случаях, когда восприимчивость и мягкость натуры или особые нравственные или религиозные мотивы не допускают появления такого рода защитного упрямства, там подростком овладевает глубокое отчаяние по поводу своей слабости и негодности, неверие в себя, ненависть к себе, и как следствие этого меланхолия и отвращение к жизни. Обе черты - ненависть к себе и враждебность по отношению к окружающему миру - могут находиться в связи одна с другой или же чередоваться друг с другом и привести затем к широко известной склонности подростка - к самоубийству, которая, к счастью, в большинстве случаев преодолевается побеждающей силой жизни.
К упрямству и унынию присоединяется, усиливая чувство вины, первое движение тайных влечений, которые направлены куда-то в другую сторону: к тайному, запрещенному, необычному, к тому, что выходит за пределы привычной и упорядоченной повседневной жизни. Эта вторая сторона внезапно приобретает значение, потому что упорядоченное течение жизни кончилось. От этой другой стороны жизни ожидают теперь освобождения от беспокойства; непослушание - занятие запрещенным - вот что доставляет удовлетворение. Отсюда можно понять манящий характер необычного и отрицательного на этой стадии. Ограничится ли дело стремлением, и куда это стремление приведет, - это зависит от влияния, которое оказывает на подростка окружающая среда.
Сила внешних влияний в это время велика. Этими влияниями определяются те цели, которые ставит себе подросток, и через которые он стремится выйти из своего теперешнего состояния, впервые пытаясь активно направлять свою жизнь в хорошую или в дурную сторону. Несмотря на эти положительные направленные на жизнь и на будущее попытки, жизнеощущение подростка остается еще в течение длительного времени отрицательным. Он чувствует себя в борьбе и нужде, он чувствует себя одиноким и чужим в окружающей его упорядоченной и законченной жизни, он чувствует себя иногда одиноким и непонятным даже среди своих сверстников, если они развиваются другим темпом, чем он. К этому присоединяются разочарования, которые приносит собой растущий опыт, разочарования в людях, учреждениях, обычаях; всюду воспринимается прежде всего отрицательное.
Пассивная меланхолия и агрессивная самозащита являются его наиболее обычными способами поведения, и мы знаем, что часто эти негативные тенденции развиваются вплоть до теоретического или даже практического отрицания жизни.
Эти явления недавно впервые подверглись детальному и точному наблюдению. Наступление и течение негативной фазы, как я называю этот период, было предметом точного наблюдения на группе девочек и на нескольких мальчиках, которое затем было описано по определенной схеме.
Начало фазы было отмечено у этих подростков явным понижением работоспособности, даже в областях, связанных со специальными способностями и интересами. Вместе с этим появилось чувство недовольства, неудовлетворенности и одновременно склонность обособиться от тех из окружающих людей, которые не казались страдающими. Следствием этого была изоляция или активно враждебное отношение к другим людям. Одновременно у девочек обнаружилось влияние развращенных элементов, которые ни до, ни после этого не могли приобрести этого влияния. Этот период продолжался различное время, от 2 до 9 месяцев, и закончился у девочек менструацией, - указание, имеющее большое значение для понимания этих явлений. Время наступления негативной фазы у мальчиков и девочек различно. У девочек нормальным временем негативной фазы является период от 11 до 13 лет. У мальчиков амплитуда колебаний значительно большая; наиболее частый возраст негативной фазы 14-16 лет. Педагогическое и социальное значение этих явлений чрезвычайно велико.
Как мы могли показать в упомянутых специальных работах, периодическая профессиональная неудовлетворенность и неспособность рабочих подростков, так же как и многочисленные проступки подростков, связаны с влиянием негативной фазы-Сексуальные проступки девочек, по статистике берлинского суда по делам несовершеннолетних, начинались в одной пятой всех случаев в тринадцать лет, т.е. в течение негативной фазы. Школа, семья и учреждения по охране юношества должны в будущем подробно знакомиться со специальными исследованиями в этой области, чтобы путем разумных мероприятий предотвратить много несчастий..
После негативной фазы происходит постепенно превращение. Вместе с завершением созревания меняется телесное состояние. Правда, подросток еще не проявляет спокойствия взрослого, созревшего человека, а все еще обнаруживает беспокойство человека, находящегося в процессе становления. Но это уже не столько беспокойство отчаяния, возникающее помимо и даже против воли и отнимающее силы, сколько радость растущей мощи, душевной и телесной творческой энергии, радость юности и роста. Насколько связанным чувствовал себя подросток в первой стадии, настолько свободным и полным сил чувствует он себя теперь. И здесь начинается вторая стадия - позитивная.
2. Позитивная стадия. Поворот не совершается внезапно, с сегодня на завтра, а происходит постепенно и начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был восприимчив и которых он в детском возрасте не знал. Сюда относится прежде всего переживание природы. Известно, что ребенок обладает слабым чувством природы. Правда, он подвергается бессознательно действию красот природы, и он весело прыгает при виде первого весеннего солнца- Но сознательное переживание природы как чего-то красивого, прекрасного появляется впервые у подростка: оно составляет одно из основных переживаний юности, будучи в это время более интенсивным, чем в какое бы то ни былр другое время. К переживанию природы присоединяются в качестве источников радости, там, где для этого даны условия, искусство и наука. Широкий мир ценностей, служащий для взрослого человека источником высокого счастья, раскрывается впервые, как какое-то откровение, на пороге юности. Ко всему этому присоединяется, наконец, любовь, теперь уже сознательно направленная на дополняющее «ты», тогда как до этого времени она была смутной и неустойчивой; о ходе ее развития мы еще будем говорить.
Открытие нового мира ценностей означает первый поворот к положительному, к радостному утверждению жизни, которое начинает с этого времени постепенно овладевать сознанием юноши. С другой стороны, любовь дает выход самому тяжелому напряжению. Витальное и психическое благосостояние, необыкновенная живость и чувство внутренней свободы являются нормальными свойствами этого возраста.
Всем этим мы, конечно, не хотим сказать, что в первом периоде совершенно отсутствуют светлые стороны, а во втором - теневые. Об этом не может быть и речи. Стремление к деятельности и одушевление, мечтательное обожание и сексуально неосознанные любовные порывы являются чрезвычайно характерными положительными проявлениями первой стадии, и обратно - радостное жизнеощущение юности часто уже омрачается разочарованиями, повседневными обязанностями, мыслями о профессии и мировоззрении, страстями и заботами о куске хлеба. Тем не менее остается в силе положение, что подросток больше страдает, чем радуется, что он чувствует себя разорванным, что его развитие протекает негармонично, что он идет ощупью и нуждается в руководителе, который вывел бы его из хаоса. И обратно - остается в силе положение, что жажда жизни, чувственная радость и неведомые дотоле жизненные силы изнутри располагают юношу к жизнеутверждению. Таким образом, психическая пубертатность характеризуется, как своей основной чертой, негативностью, юность же - позитивностью.
Мы указали на возраст 17 лет, как на начало юности. Эта граница проявляется в кривой роста. Быстрота роста достигает своего высшего пункта у девочек в начале, у мальчиков в конце 18-го года. До этого времени, однако, развитие подростка не протекает одинаковым ритмом. Понижение работоспособности во время негативной фазы наблюдается у обоих полов в совершенно различные моменты. В то время как латентный период до телесной пубертатности является у мальчиков более длительным, у девочек уже после окончания пубертатности начинается психически тягостное время ожидания. После периода духовного подъема большинство из них погружается сначала вследствие совершенно неудовлетворительного воспитания в кокетство и флирт, более же утонченные страдают в ожидании подлинного вступления в жизнь, в ожидании мужа, брака или профессии, ибо как раз в наиболее восприимчивый в духовном отношении период после преодоления негативной фазы и возраста мечты, т.е. в 16-17 лет, прежнее воспитание ничего не могло дать девочке: оно заканчивалось как раз там, где оно должно было столкнуться с высшими требованиями. У юноши же период от негативной фазы, составляющей ядро пубертатного возраста, к зрелому состоянию совершается быстрее: почти непосредственно после пубертатного периода для него начинается уже зрелая жизнь, и лишь в течение короткого периода депрессии он является нам в виде флиртующего гимназиста или усердно выполняющего правила" своей корпорации молодого студента. Девочки того же возраста к нему большей частью холодны, ибо в 17-18 лет, когда юноша достигает высшей точки духовного подъема или владеющего им порыва страсти, девочка проникается, как правило, сознанием своей взрослости и начинает вступать в жизнь и становится членом общества. Многое, что юноша вследствие своей поздней пубертатности переживает вместе с другим, девочка вследствие более ранней пубертатности переживает в последовательности одно за другим, а частью - впервые во втором периоде созревания, в юности, так, например, искусство и природу, а также подлинную любовь. Поэтому юность у девочки протекает более спокойно, чем у мальчика, у которого в юности еще разыгрывается и проявляется пубертатное возбуждение.
Конец юности определить трудно. Римляне относили его к 31-му году. Это имеет известное основание, поскольку процесс психического формирования до относительной стабилизации характера продолжается все это время. В настоящее время конец юности относят к 21-му году или 24-м годам, так как уже в это время наблюдаются известная стабилизация и определенные черты зрелости. Первый период бури и натиска в это время уже отзвучал, стало ясным общее направление будущей жизни, выбрана определенная точка опоры, и интенсивность первых усилий и исканий, связанных с мировоззрением, профессией и формированием собственной личности, ослабевает, уступая место более спокойному темпу прогресса. Первые мощные переживания любви, природы, искусства и творчества уже испытаны, первое общее социальное оформление уже произошло. Самый бурный период жизненного развития человека лежит позади.