Пубертатное поведение. Изменения в психике. Признаки нормального полового созревания девочки.

Сталкиваются с таким вопросом: «Пубертатный период - что это такое?» Ведь резкие изменения в поведении и развитии школьника видны даже невооруженным глазом. Время, когда в организме подростка происходит перестройка, завершающаяся половой зрелостью, называется пубертатным периодом. В эту пору закладываются основные особенности организма, во многом определяющие характер и прочее. У молодых людей он наступает в 12-16 лет, у девушек - в 11-15 лет.

Или, может быть, вы хотели бы дать своей профессиональной жизни новую перспективу, а также посоветовать другим людям темы, касающиеся целостного здоровья? Рекомендуем Академию естественных наук. Академия естественного исцеления является профессиональным консультантом по целому здоровью в дистанционном образовании в возрасте от 12 до 18 месяцев - такими, как вы, - которые любят здоровое питание и здоровую жизнь.

Подпишитесь на нашу бесплатную рассылку

Если вам понравилась эта статья, мы были бы очень рады получить небольшой взнос за нашу деятельность! Одушевленные дети могут побуждать родителей, учителей или даже товарищей к безумию. Воспитание ребенка в основном очень простое. Это так просто, что вам не нужно читать ни одной книги об этом. На практике, однако, это выглядит совершенно иначе.

Физиологические изменения

Итак, попытаемся подробно разобраться в вопросе: «Пубертатный период - что это такое?» В это время происходит развитие подростков. Окончательно формируется костная система, происходят изменения в церебральной активности и даже в составе крови. В данный период наблюдаются как повышенная активность подростков, так и внезапная утомляемость, вызывающая снижение работоспособности. Нередко возникают нарушения в координации мелких и крупных движений, молодые люди становятся суетливыми, неловкими, делают много лишнего. Это происходит из-за некоторых изменений в пропорциях тела, вследствие нового соотношения мышц и силы, перестройки двигательной системы. В развития может наблюдаться ухудшение почерка, неряшливость. Процесс созревания также влияет и на развитие речи. Особенно это относится к мальчикам. Их речь становится стереотипной и лаконичной. В данный период также может наблюдаться некоторая неравномерность в развитии и росте молодых людей.

Бисфенол А используется в качестве основного компонента в производстве пластмасс. Он используется во всем мире для нанесения покрытий и упаковки на пленку. Перед этим решением принимаются некоторые дети. Нарушение сексуальной идентичности - очень редкое психическое расстройство, а. в сексуальной путанице.

Твоя маленькая девочка растет! Это также захватывающее время для вас, как для матери, потому что тело вашей дочери, ее ощущения и взгляд на жизнь меняются. Когда ваша дочь приходит в половую зрелость, вы являетесь ее самым важным контактным лицом. Конечно, вы уже испытали все это сами. Но здесь вы можете освежить свои знания о том, что происходит, когда и почему, немного, чтобы освежить вашу дочь как можно лучше.


Психологические изменения

Родителям очень важно понимать и принимать все сложности, связанные со временем, когда происходит подростка. Безусловно, каждая мать и каждый отец должны знать ответ на вопрос: «Пубертатный период - что это?» В это время у школьников наблюдаются и некоторые психологические изменения. Они становятся более вспыльчивыми, грубыми, обидчивыми, причем чаще всего по отношению к родителям. Нередко их поведение характеризуется чрезмерной демонстративностью, импульсивностью. Родители также могут заметить за ребенком частую смену настроения, упрямость и даже протест. Многие подростки в этот период становятся очень ленивы. Психологи видят причину этого в резком и усиленном росте, снижающем выносливость и «забирающем» много сил.

Тело вашей дочери развивается в своем собственном темпе. Некоторые девочки уже полностью развиты с двенадцатью или тринадцатью, а другие - только в период полового созревания. Не беспокойтесь, если ваша дочь переживает половую зрелость позже своих подруг.

Он скоро догонит и развивается быстрее. Не удивляйтесь возрастным рейтингам на этапах развития, перечисленных ниже: они только средние и служат руководством. На рисунке показано, когда происходят физические изменения. Различия нескольких лет вполне нормальные.

Физические изменения - шаг за шагом. Пока ваша дочь переживает половое созревание, она будет очень хорошо осведомлена о своем теле, и ей может быть стыдно. Они могут дать ей безопасность и объяснить ей, что все, что с ней происходит, совершенно естественно, и нет правил, когда и как быстро она должна развиваться. Растет ли одна грудь быстрее, чем другая? Не причина для беспокойства - у большинства девушек они одинаковы с течением времени. Вы также можете помочь своей дочери привыкнуть к воздействию половых гормонов на ее пот и сальные железы, предложив ей литься с мылом или гелем для душа и использовать дезодорант каждый день.

Пубертатный период. Признаки

У школьников заметно увеличивается вес, ускоряется рост. У мальчиков значительно грубеет голос, в подмышечных впадинах, на лобке появляется оволосение. Понемногу начинают расти борода и усы, увеличиваются детородные органы, происходит эякуляция.

У девочек активно развиваются молочные железы. На лобке, в подмышечных впадинах появляется оволосение. Увеличиваются половые губы и наступают менструации. Девочки становятся более женственными, стремятся постоянно выглядеть хорошо. Довольно часто окончание и начало не совпадает с вышеуказанным возрастом. Это может быть вызвано наследственными особенностями развития, питанием, национальностью, воздействием окружающей среды и условиями жизни. Повезло тем подросткам, родители которых знают и понимают специфику такого явления, как пубертатный период (что это процесс взросления ребенка), потому что это время пройдет для них с минимальными огорчениями и переживаниями.

Ниже приведен краткий обзор различных этапов вашей дочери. Многие изменения во время полового созревания происходят внутри тела, а также невидимы для вашей дочери. Помогите ей лучше понять, что с ней случилось, и почему. Игла, яйцевые палочки и т.д. женские половые органы в основном находятся в брюшной полости, где они защищены тазом. На фотографиях вы можете видеть их спереди и сбоку. Когда вы будете играть в анимацию, появятся небольшие текстовые поля, где вы узнаете больше о половых органах.

Если вы хотите больше узнать о менструации и о том, как работает цикл, чтобы помочь объяснить его дочери, нажмите. Процесс физических модификаций полового созревания превращает младенца во взрослого, уже способного воспроизводить сексуально. Кроме того, он усиливает физические различия между мужским и женским полами: перед вступлением в половую зрелость оба мальчика и девочки отличаются только своими гениталиями, но после полового созревания различаются формы, размеры, Состав и функциональное развитие различных структур тела.

Пубертатный период, или период созревания, есть стадия, в которой человек становится половозрелым, т.е. пери­од, в течение которого созревают первичные и вторичные половые признаки. В естественно-научной литературе термин пубертат-ность употребляется то в смысле окончательной зрелости, то в смысле периода созревания. Мы употребляем его во втором смыс­ле. Пубертатность есть, с нашей точки зрения, фаза созревания, которая заканчивается, как только половой аппарат становится готовым к функционированию, что обозначает начало зрелого состояния, хотя телесный рост и продолжается еще у человека некоторое время после этого. Но, в общем, между телесным ростом и созреванием полового аппарата существует, по-видимому, опре­деленная связь: оба протекают приблизительно с одинаковым рит­мом. Об этом будем говорить ниже. Мы называем время до начала аубертатности детством человека, а заключительные моменты пу­бертатного периода (adoleszenz) - юностью.

Интересно установить, что уже многие высшие животные имеют такого рода латентный период, или детство, с завершаю­щей его фазой созревания; зоологи обозначают весь период в целом юностью. В то время как низшие животные тотчас или очень скоро после рождения становятся половозрелыми, у живо­тных, стоящих на более высокой ступени развития, - птиц, млекопитающих, а также у жуков и рыб - наблюдается более длительный латентный период, продолжительность которого зависит частью от температуры, в которой они живут, частью от характера их питания. Зависимость от климата наблюдается и у человека: жители тропиков созревают быстрее, чем народы, живущие в умеренных поясах. Если не считать очень крупных животных, как слоны, которые требуют 20-24 лет для созрева­ния, ближе всего стоят в этом отношении к человеку примитив­ной культуры антропоиды, латентный период которых длится 8-12 лет. В течение этого же времени созревает и человек в жарких поясах. В нашей же зоне и в условиях нашей культуры человек достигает зрелости в 15-17 лет.

Для каждого пола последствия половой зрелости различны. У женщин такие гормоны, как эстрадиол, эстроген, который стимулирует рост груди и матки, становятся актуальными. Основные женские физические трансформации связаны с появлением лобковых волос, изменениями влагалища, матки и яичников, началом менструации и фертильных условий, изменениями в структуре таза, фиксацией жира и Изменения в составе тела, повышенный рост и внешний вид запаха тела, в дополнение к переносу дермальных превращений и угревой сыпи.

Менархе называют первым менструальным периодом, который возникает у тех девочек, которые входят в половую зрелость, является главным признаком для идентификации этого периода. Но перед тем, как девочка имеет менархе, она может заметить другие изменения в ее теле, такие как повышенная высота, беловатые выделения влагалища и рост волос по всему телу. После первых менструаций, как правило, в течение некоторого времени проходит без девушки, имеющей новые периоды, до тех пор, пока они не станут месячными и регулярными.

  • 1 Педология юности. Сб. статей. М.-Л.: Гос. уч.-пед. изд-во, 1931.

Фаза созревания обнаруживается у человека также и в ряде особого рода психических явлений, которые стоят в биологиче­ски осмысленной, т.е. телеологической, связи с телесным созре­ванием. Эта психическая пубертатность (aeeliache Pubertat), как мы будем ее называть, появляется часто еще до физического созревания в качестве его предвестника и продолжается боль­шей частью долгое время после него. Если мы хотим понять эти явления, то мы должны прежде всего рассмотреть их в их происхождении и в их биологическом значении.

У женщин период полового созревания обычно заканчивается примерно в возрасте 17 лет, после этого периода девочкам не приходится нормально проходить нормальный цикл или продолжать расти в высоту. У детей самым ярким признаком является увеличение яичек, а затем резкий рост высоты и увеличение волос по всему телу, включая лицо. Они также будут иметь так называемое «ночное загрязнение», и вы заметите значительное изменение в голосе. Другим следствием является процесс адренарха, который характеризуется потоотделением, угревой сыпью, запахом тела и увеличением лобковых волос.

В то время как самые низшие живые существа размножают­ся путем простого деления клеток, на более высоких ступенях возникают половая дифференциация и связанное с нею половое влечение. Клетки различного рода, мужские и женские, обособ­ляются друг от друга и должны для размножения снова соеди­ниться. Хотя каждая клетка и заключает в себе составные элементы того и другого пола, однако элементы одного пола вытеснены и имеются лишь в виде зачатков или же остатков, в то время как элементы другого пола выступают как определяю­щие в половом отношении. Для осуществления размножения каждый пол нуждается в дополнении другим полом. Из этого биологического факта мы выводим основное для нашей задачи понятие - потребность дополнения (Erganzungsdedurfniss). Су­щество, определенное в половом отношении, образует лишь не­полный экземпляр соответствующего рода. Только в соединении друг с другом оба пола образуют целостное существо своего рода, и лишь в соединении друг с другом они могут дать начало новому существу этого рода.

Точного возраста, при котором ребенок входит в половую зрелость, не существует, но это зависит от многих факторов, таких как питание и внешний, однако считается, что этот период составляет от 13 до 17 лет. Изменения на этом этапе происходят из-за того, что эндокринные железы вырабатывают больше гормонов; в случае женщин яичники увеличивают производство эстрогенов и других важных женских гормонов, а у мужчин - это яички, которые увеличивают производство, следствием всего этого является абсолютное изменение в физиогномике этих людей которые оставляют свое детское тело взрослым.

В этом жизненном явлении лежат корни тех переживаний, которые мы ниже описываем, ибо своеобразие человека заклю­чается в том, что жизненные процессы преломляются у него в виде известных переживаний.

В то время как у некоторых низших животных длительное сосуществование двух индивидуумов обеспечивает размноже­ние, у высших животных, где индивидуумы пространственно отделены друг от друга, возникают новые явления, обеспечива­ющие размножение, и прежде всего чувственные раздражения. Посредством чувственных раздражений различного рода - зву­ки, запахи, цвета - животные возбуждают внимание другого пола и взаимно привлекают друг друга. Однако это чувственное возбуждение не дает еще, по-видимому, достаточной гарантии. Если индивидуумы одного и того же рода рассеяны на большом пространстве, то шансы на то, чтобы они могли воспринимать друг друга посредством органов чувств, чрезвычайно незначи­тельны, Должно быть создано больше возможностей и поводов для приближения особей друг к другу, и это совершается путем того, что животное в течение созревания или даже, - на что нужно обратить внимание, - незадолго до созревания охватыва­ются возбуждением. «Это возбуждение вызывает у животных особые движения, часто даже сложные привычные действия, которые благоприятствуют взаимному восприятию». Часто жи­вотные даже бродят в течение этого периода, птицы предприни­мают полеты и т.п.

Однако изменения в половой зрелости являются не только физическими, но и связаны с процессом психологического и эмоционального созревания чрезвычайно важными. Физические изменения вызывают у молодых людей глубокую эмоциональную привязанность, во многих случаях, потому что они даже не были подготовлены к этому, потому что родители не разговаривали с ними на фронте или потому, что они были слишком защищены, чтобы не дать им пространство, чтобы знать друг друга и Позаботьтесь о себе.

Все это заставит молодого человека чувствовать себя дезориентированным и проявить его благодаря большой нестабильности и высокой чувствительности, которые заставят вас немедленно ответить на то, что они беспокоят или причиняют боль. Этот период следует воспринимать легкомысленно, часто все эти изменения приводят к тому, что дети чувствуют себя очень одинокими и во многих случаях становятся подавленными, а отсутствие компании и понимание могут значительно утверждать поврежденные чувства ребенка, в результате чего они попадают в яму Во многих случаях они не возвращаются.

Здесь даны предтечи психических явлений пубертатного периода у человека: выработка чувственности и специфические явления возбуждения. Эти предтечи переходят еще в пределах животного мира в дальнейшую стадию. У более высоко стоящих животных, например у некоторых птиц, спаривание наступает не тотчас после случайной встречи двух половозрелых особей, а после более или менее длительного ухаживания, как своего рода выбор супруга. Таким образом, уже у животных латентный период, пора ожидания, продолжается при известных условиях и после окончания созревания. С другой стороны, у животных, так же, как у примитивных народов, наблюдается еще до поло­вой зрелости игровые действия полового характера.

Рост и развитие личности - это непрерывное явление, которое начинается в момент зачатия и завершается в конце полового созревания, период, в течение которого достигается зрелость в его аспектах: физическая, психосоциальная и репродуктивная. Мы уже видели, и сегодня мы фокусируемся на росте после рождения ребенка до полового созревания.

Гормоны являются исполнителями генетической программы и играют ключевую роль в росте и физическом развитии, особенно благодаря их действию на ткань кости и хряща. Роль различных гормонов в росте различна в зависимости от того, является ли это пренатальным или постнатальным ростом.

Теперь нам ясен биологический смысл явлений, сопровожда­ющих пубертатный период: внешнее и внутреннее возбуждение, которым сопровождается созревание, должно вывести индивиду­ума из состояния самоудовлетворенности и спокойствия и побу­дить его к поискам и к сближению с существом другого пола. В применении к человеческой личности это означает: явления, сопровождающие созревание, должны, чтобы обеспечить соеди­нение с существом другого пола, вызвать в человеке потреб ность дополнения, они должны сделать его возбудимым, ищу­щим, неудовлетворенным в своей замкнутости, и его «я» должно быть раскрыто для встречи с «ты».

Характер роста, который был обусловлен фенотипом матери, расположен в соответствующем канале, обусловленном генетическим фактором. Увеличивается жир тела и изменяется пропорции тела с прогрессирующим увеличением нижнего сегмента из-за быстрого роста конечностей.

Первые три года жизни представлены как переходный этап между очень быстрой фазой роста младенца и периодом устойчивого роста, который простирается от трех лет до начала полового созревания. Это период созревания, когда ребенок делает важные успехи в приобретении психомоторных функций, а его пищеварительные и метаболические функции достигают достаточной степени зрелости, чтобы приблизить его кормление к питанию старшего ребенка.

В этом заключается биологический смысл пубертатного пе­риода.

Длительность и стадии пубертатного периода

Психическое и телесное созревание не вполне совпадают друг с другом в отношении начала, конца и длительности.

Уже про животных мы читаем у Doflen следующее: «Большей частью наступление этих перемен (автор имеет в виду телесные изменения при созревании) сопровождается определенными явле­ниями, во внутреннем состоянии животного, которые, однако, не всегда совпадают во времени с обнаружением внешних призна­ков». Так наблюдаются явления, которые предшествуют физиче­скому превращению, равно как и такие, которые продолжаются после него или идут вслед за ним. Психическое преломление или психический эквивалент телесных процессов носит более разветв­ленный широкий характер, чем сами эти процессы, и это несоот­ветствие тем больше, чем утонченнее психический организм, в котором преломляются эти процессы. Таким образом, мы имеем картину удлиняющейся вместе с ростом культуры психической пубертатности, и в этой растущей сложности и длительности пу­бертатных явлений находит свое объяснение трудность связанных с этим периодом проблем. Мы твердо устанавливаем таким обра­зом, что нужно строго различать психическую пубертатность от телесной в их длительности.

Стабильный период роста

В этот период быстрого роста, если мы рассмотрим первые четыре года жизни, он характеризуется постепенным снижением скорости от 25 сантиметров в первый год до 12 сантиметров второго, 10 сантиметров третьего и 8 сантиметров четвертого года. Он состоит из трех или четырех лет ребенка до начала пубертатного рывка. Это период медленного и равномерного роста. До начала полового созревания наблюдается небольшое замедление линейного роста.

На дошкольном уровне темп роста ниже, чем на первый год жизни. Во время школьного периода рост и увеличение веса медленны, но единообразны. Это этап подготовки к развитию и росту, характерный для подросткового возраста, который придет позже. Во время дошкольного и школьного возраста наблюдается снижение скорости роста в связи с развитием в течение первого года жизни и подросткового возраста. Увеличение веса и размера.

Физическая пубертатность протекает у мальчиков в среднем между 14-16 годами, у девочек - между 13 и 15 годами. Однако цифры в отдельных случаях очень колеблются. По-види­мому, существуют большие отличия в этом отношении между городом и деревней и между отдельными странами и областями; далее, естественно, существуют большие расовые отличия. Наи­большее влияние оказывают климат и температура. Известно, что дети чисто немецкого происхождения, если их семьи уже в течение нескольких поколений живут в тропиках, начинают созревать так же рано, как и туземцы. По Seitz нижней грани­цей нормального начала пубертатности следует считать 10-11 лет, верхней - 18 лет. При более раннем или более позднем начале созревания мы имеем дело с патологическими случаями. Средняя норма лежит посредине.

Джеффу не нравится его спортзал. Дело не в том, что он не любит играть в футбол, баскетбол или какую-либо другую деятельность; То, что ему не нравится, - это находиться в шкафчике тренажерного зала в конце урока и принять душ перед своими друзьями. Хотя тело других детей растет и меняется, их тело, похоже, осталось в более раннем периоде. Он меньше, чем большинство других детей на своем курсе, и его голос не имеет сильного или глубокого тона. Он чувствует стыд, потому что он по-прежнему выглядит как маленький мальчик.

Эбби также знает, что значит быть другим. Верхняя часть бикини, которую обычно заполняют ее друзья, по-прежнему выглядит великолепно. У большинства ее друзей был свой период, и она еще не получила никакого сигнала. Эбби даже не нужно снимать ноги или подмышки, но она все равно делает это, как другие девочки.

Это, однако, не означает, что и психическая пубертатность начинается только в это время. Психические симптомы переход­ного возраста начинаются, как правило, значительно раньше, в 11-12 лет. Характеристику этих первых переходных лет дает G . Dehn , рисующий типы подростков большого города. Особую категорию составляют у него 11-12-летние. Они необузданы и драчливы; игры более старших подростков им еще непонятны, а для детских игр они считают себя уже слишком большими. Проникнуться личным самолюбием или высокими идеалами они еще не могут, и в то же время у них уже нет детского подчинения авторитету. Эта фаза является, таким образом, пре­людией к периоду психической пубертатности.

За этой фазой следуют две главные стадии, которые мы вместе с Е. Schopen называем пубертатной стадией (Pubertal) и юностью (Adoleszenz). W . Ament один из первых указал на эту двухфазность и назвал первый период годами шалостей (Flegeljahre) и второй - годами неуклюжести (Tolpeljahre). Эти житейские обозначения с научной точки зрения не вполне под­ходящи, так как они выражают лишь отдельные бросающиеся в глаза особенности, а не существенные-черты данных стадий. Мы предпочитаем поэтому два нейтральных термина, которые уже у римлян употреблялись в сходном смысле. Adoleszenzia счита­лась у римлян периодом между риег (мальчик) и juvenis (моло­дой человек), между мальчиком и мужчиной, именно - время от 15 лет до 30-х годов, т.е. во всяком случае юношеский и девический возраст после полового созревания. Слово же pubertas обозначает у римлян саму половую зрелость. Между тем в немецком языке выражение пубертатность употребляется в различном смысле: одними для обозначения периода созрева­ния - такое обозначение разделяем и мы, другими - для обозначения момента завершения созревания, третьими, напри­мер Моллем, - для обозначения времени после созревания; последнее нецелесообразно потому, что для этого периода есть обозначения, и это противоречило бы обычному словоупотребле­нию. Мы различаем таким образом:

  • юного человека (Adoleszenten), и
  • пубертирующего (Jugendlichen).

Когда проходит граница между обоими периодами? Римляне считали границей 15 лет, но для нашей зоны это слишком рано. Различные данные говорят за то, что в среднем граница прохо­дит в 17 лет. У девочек в начале, у мальчиков в конце 17 лет совершаются, по-видимому, как правило, превращения. Подро­сток превращается в юношу или девушку. Это превращение совершается во всем жизнеощущении, в основной установке по отношению к окружающему миру. За жизнеотрицанием, харак­теризующим пубертатную стадию, следует жизнеутверждение, характеризующее юношескую.

1. Негативная стадия. Стадия отрицания начинается, как я уже указала, во время психической предпубертатности. Предпу-бертатный период, так же, как и пубертатный, носит в основе негативный характер: на передний план выступают здесь неудо­вольствие, беспокойство, физическое и душевное недомогание, которое находит себе выражение в дичливости, вялости и капри­зах. Все силы организма поглощаются процессом созревания. Следствием этого являются малокровие и утомляемость. Всяко­го рода нарушения оказывают обратное действие на психическое состояние. Повышенная чувствительность и раздражительность, беспокойное и легко возбудимое состояние - таковы характер­ные черты подростка. Безрадостным является это время для зреющего человека, и его внутренняя неудовлетворенность из­живается в грубости, упрямстве и черствости и переносится на окружающий мир. Об этом свидетельствуют записи в дневниках подростков, причем последние часто отдают себе неясный отчет в своем состоянии. Они чувствуют, что их состояние безотрадно, что их поведение дурно, они чувствуют, что их требования и их бессердечные поступки не оправдываются обстоятельствами, они хотят стать другими, но их тело, их существо не подчиняют­ся им. Они должны бушевать и кричать, проклинать и насме­хаться, хвастаться и сердиться, даже если они сами замечают странность и некрасивость своего поведения. Непропорциональ­ный рост отдельных органов приводит к очень негармоничным движениям, которые часто сам подросток ощущает как некраси-вые и несоразмерные. Его первые беспокойные порывы непроиз­вольны, его вечное беспокойство мучительно переживается им самим. Но вслед за этим приходит упрямство. Против нечутких. упреков и насмешек взрослых подымается совесть подростка: «Я не могу ничего с этим поделать, это одолевает меня непроизволь­но, и раз ты несправедливо упрекаешь меня и насмехаешься надо мной, то у меня уже нет никакого основания обращать на это внимание. Теперь я сам хочу быть таким». В тех же случаях, когда восприимчивость и мягкость натуры или особые нравст­венные или религиозные мотивы не допускают появления тако­го рода защитного упрямства, там подростком овладевает глубокое отчаяние по поводу своей слабости и негодности, неве­рие в себя, ненависть к себе, и как следствие этого меланхолия и отвращение к жизни. Обе черты - ненависть к себе и враж­дебность по отношению к окружающему миру - могут нахо­диться в связи одна с другой или же чередоваться друг с другом и привести затем к широко известной склонности подростка - к самоубийству, которая, к счастью, в большинстве случаев преодолевается побеждающей силой жизни.

К упрямству и унынию присоединяется, усиливая чувство вины, первое движение тайных влечений, которые направлены куда-то в другую сторону: к тайному, запрещенному, необычно­му, к тому, что выходит за пределы привычной и упорядоченной повседневной жизни. Эта вторая сторона внезапно приобретает значение, потому что упорядоченное течение жизни кончилось. От этой другой стороны жизни ожидают теперь освобождения от беспокойства; непослушание - занятие запрещенным - вот что доставляет удовлетворение. Отсюда можно понять манящий ха­рактер необычного и отрицательного на этой стадии. Ограничит­ся ли дело стремлением, и куда это стремление приведет, - это зависит от влияния, которое оказывает на подростка окружаю­щая среда.

Сила внешних влияний в это время велика. Этими влияниями определяются те цели, которые ставит себе подросток, и через которые он стремится выйти из своего теперешнего состояния, впервые пытаясь активно направлять свою жизнь в хорошую или в дурную сторону. Несмотря на эти положительные направленные на жизнь и на будущее попытки, жизнеощущение подростка оста­ется еще в течение длительного времени отрицательным. Он чувст­вует себя в борьбе и нужде, он чувствует себя одиноким и чужим в окружающей его упорядоченной и законченной жизни, он чувст­вует себя иногда одиноким и непонятным даже среди своих свер­стников, если они развиваются другим темпом, чем он. К этому присоединяются разочарования, которые приносит собой расту­щий опыт, разочарования в людях, учреждениях, обычаях; всюду воспринимается прежде всего отрицательное.

Пассивная меланхолия и агрессивная самозащита являются его наиболее обычными способами поведения, и мы знаем, что часто эти негативные тенденции развиваются вплоть до теорети­ческого или даже практического отрицания жизни.

Эти явления недавно впервые подверглись детальному и точному наблюдению. Наступление и течение негативной фазы, как я называю этот период, было предметом точного наблюде­ния на группе девочек и на нескольких мальчиках, которое затем было описано по определенной схеме.

Начало фазы было отмечено у этих подростков явным пони­жением работоспособности, даже в областях, связанных со спе­циальными способностями и интересами. Вместе с этим появилось чувство недовольства, неудовлетворенности и одно­временно склонность обособиться от тех из окружающих людей, которые не казались страдающими. Следствием этого была изо­ляция или активно враждебное отношение к другим людям. Одновременно у девочек обнаружилось влияние развращенных элементов, которые ни до, ни после этого не могли приобрести этого влияния. Этот период продолжался различное время, от 2 до 9 месяцев, и закончился у девочек менструацией, - указа­ние, имеющее большое значение для понимания этих явлений. Время наступления негативной фазы у мальчиков и девочек различно. У девочек нормальным временем негативной фазы является период от 11 до 13 лет. У мальчиков амплитуда коле­баний значительно большая; наиболее частый возраст негатив­ной фазы 14-16 лет. Педагогическое и социальное значение этих явлений чрезвычайно велико.

Как мы могли показать в упомянутых специальных работах, периодическая профессиональная неудовлетворенность и неспо­собность рабочих подростков, так же как и многочисленные проступки подростков, связаны с влиянием негативной фазы-Сексуальные проступки девочек, по статистике берлинского су­да по делам несовершеннолетних, начинались в одной пятой всех случаев в тринадцать лет, т.е. в течение негативной фазы. Школа, семья и учреждения по охране юношества должны в будущем подробно знакомиться со специальными исследования­ми в этой области, чтобы путем разумных мероприятий предот­вратить много несчастий..

После негативной фазы происходит постепенно превраще­ние. Вместе с завершением созревания меняется телесное состо­яние. Правда, подросток еще не проявляет спокойствия взрослого, созревшего человека, а все еще обнаруживает беспо­койство человека, находящегося в процессе становления. Но это уже не столько беспокойство отчаяния, возникающее помимо и даже против воли и отнимающее силы, сколько радость расту­щей мощи, душевной и телесной творческой энергии, радость юности и роста. Насколько связанным чувствовал себя подро­сток в первой стадии, настолько свободным и полным сил чувст­вует он себя теперь. И здесь начинается вторая стадия - позитивная.

2. Позитивная стадия. Поворот не совершается внезапно, с сегодня на завтра, а происходит постепенно и начинается с того, что перед подростком открываются новые источники радости, к которым он до этого времени не был восприимчив и которых он в детском возрасте не знал. Сюда относится прежде всего пережи­вание природы. Известно, что ребенок обладает слабым чувством природы. Правда, он подвергается бессознательно действию кра­сот природы, и он весело прыгает при виде первого весеннего солнца- Но сознательное переживание природы как чего-то кра­сивого, прекрасного появляется впервые у подростка: оно со­ставляет одно из основных переживаний юности, будучи в это время более интенсивным, чем в какое бы то ни былр другое время. К переживанию природы присоединяются в качестве источников радости, там, где для этого даны условия, искусство и наука. Широкий мир ценностей, служащий для взрослого человека источником высокого счастья, раскрывается впервые, как какое-то откровение, на пороге юности. Ко всему этому присоединяется, наконец, любовь, теперь уже сознательно на­правленная на дополняющее «ты», тогда как до этого времени она была смутной и неустойчивой; о ходе ее развития мы еще будем говорить.

Открытие нового мира ценностей означает первый поворот к положительному, к радостному утверждению жизни, которое начинает с этого времени постепенно овладевать сознанием юно­ши. С другой стороны, любовь дает выход самому тяжелому напряжению. Витальное и психическое благосостояние, необык­новенная живость и чувство внутренней свободы являются нор­мальными свойствами этого возраста.

Всем этим мы, конечно, не хотим сказать, что в первом периоде совершенно отсутствуют светлые стороны, а во втором - теневые. Об этом не может быть и речи. Стремление к деятельности и одушевление, мечтательное обожание и сексуально неосознанные любовные порывы являются чрезвычайно характерными положительными проявлениями первой стадии, и обратно - радостное жизнеощущение юности часто уже омра­чается разочарованиями, повседневными обязанностями, мыс­лями о профессии и мировоззрении, страстями и заботами о куске хлеба. Тем не менее остается в силе положение, что подросток больше страдает, чем радуется, что он чувствует себя разорванным, что его развитие протекает негармонично, что он идет ощупью и нуждается в руководителе, который вывел бы его из хаоса. И обратно - остается в силе положение, что жажда жизни, чувственная радость и неведомые дотоле жизненные силы изнутри располагают юношу к жизнеутверждению. Таким образом, психическая пубертатность характеризуется, как своей основной чертой, негативностью, юность же - позитивностью.

Мы указали на возраст 17 лет, как на начало юности. Эта граница проявляется в кривой роста. Быстрота роста достигает своего высшего пункта у девочек в начале, у мальчиков в конце 18-го года. До этого времени, однако, развитие подростка не протекает одинаковым ритмом. Понижение работоспособности во время негативной фазы наблюдается у обоих полов в совер­шенно различные моменты. В то время как латентный период до телесной пубертатности является у мальчиков более длитель­ным, у девочек уже после окончания пубертатности начинается психически тягостное время ожидания. После периода духовно­го подъема большинство из них погружается сначала вследствие совершенно неудовлетворительного воспитания в кокетство и флирт, более же утонченные страдают в ожидании подлинного вступления в жизнь, в ожидании мужа, брака или профессии, ибо как раз в наиболее восприимчивый в духовном отношении период после преодоления негативной фазы и возраста мечты, т.е. в 16-17 лет, прежнее воспитание ничего не могло дать девочке: оно заканчивалось как раз там, где оно должно было столкнуться с высшими требованиями. У юноши же период от негативной фазы, составляющей ядро пубертатного возраста, к зрелому состоянию совершается быстрее: почти непосредственно после пубертатного периода для него начинается уже зрелая жизнь, и лишь в течение короткого периода депрессии он явля­ется нам в виде флиртующего гимназиста или усердно выполня­ющего правила" своей корпорации молодого студента. Девочки того же возраста к нему большей частью холодны, ибо в 17-18 лет, когда юноша достигает высшей точки духовного подъема или владеющего им порыва страсти, девочка проникается, как правило, сознанием своей взрослости и начинает вступать в жизнь и становится членом общества. Многое, что юноша вслед­ствие своей поздней пубертатности переживает вместе с другим, девочка вследствие более ранней пубертатности переживает в последовательности одно за другим, а частью - впервые во втором периоде созревания, в юности, так, например, искусство и природу, а также подлинную любовь. Поэтому юность у девоч­ки протекает более спокойно, чем у мальчика, у которого в юности еще разыгрывается и проявляется пубертатное возбуж­дение.

Конец юности определить трудно. Римляне относили его к 31-му году. Это имеет известное основание, поскольку процесс психического формирования до относительной стабилизации ха­рактера продолжается все это время. В настоящее время конец юности относят к 21-му году или 24-м годам, так как уже в это время наблюдаются известная стабилизация и определенные черты зрелости. Первый период бури и натиска в это время уже отзвучал, стало ясным общее направление будущей жизни, вы­брана определенная точка опоры, и интенсивность первых уси­лий и исканий, связанных с мировоззрением, профессией и формированием собственной личности, ослабевает, уступая мес­то более спокойному темпу прогресса. Первые мощные пережи­вания любви, природы, искусства и творчества уже испытаны, первое общее социальное оформление уже произошло. Самый бурный период жизненного развития человека лежит позади.