Гендерное воспитание дошкольников в условиях фгос. Публикация педагога на тему гендерное воспитание в условиях фгос доо

Гендерное воспитание в ДОУ занимает огромное место в развитии дошкольника. Именно поэтому ему уделено столько внимания в учебной программе. Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС должно присутствовать в каждом детском саду.

Гендерное воспитание

Ранее полоролевое воспитание проходило очень легко и в естественной обстановке. Ведь девочки все время были рядом с мамами или нянями. А воспитанием мальчиков занимался отец. Более обеспеченные семьи могли позволить себе нанять гувернера.

Дети, проводя время с родителями и обращая внимание на их поведение, принимали на себя роль матери и отца соответственно. Поэтому в дальнейшем их жизнь складывалась по усвоенному шаблону.

Сейчас же традиции немного поменялись. И намного чаще встречается ситуация, когда и девочек, и мальчиков воспитывает мать или бабушка. Женщина занимается воспитанием не только в домашних условиях. Например, в детских садах очень редко можно встретить воспитателя-мужчину, а вот женщины работают в каждой группе.

Проблемы гендерного воспитания

Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС имеет огромное значение, потому что очень часто встречаются проблемы в данной области. А именно:

  • Низкий уровень состояние детского здоровья.
  • Незнание того, к какому полу малыш относится.
  • Неадекватное поведение молодежи и подростков.

К чему приводят ошибки в гендерном воспитании


Дезориентация половой принадлежности приводит к тому, что девочки и мальчики не знают, как вести себя в той или иной ситуации. Можно все чаще заметить, как девочки вмешиваются в конфликты, пытаясь сами решать проблемы далеко не мирным путем. Мальчики же совсем не умеют вести себя с девочками, эмоционально слабы и не могут за себя постоять.

Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС: диагностика


Диагностика полоролевого воспитания дошкольников включает в себя наблюдение за воспитательным процессом и :

  • Наблюдение за деятельностью педагогов. Выявление уровня оценки полоролевой компетенции воспитателей: анкетирование, тестовые задания.
  • Анализ предметно-развивающей среды группы. Наличие предметов для сюжетно-ролевой игры, ориентируемых на определенный пол.

Для выявления уровня гендерного воспитания дошкольника разработаны следующие диагностические методики:

  1. Наблюдение. Оно включает в себя наблюдение за поведением дошкольников во время занятий и основных режимных моментов, а также в игре.
  2. Наблюдение педагога за различиями поведения в игре и реальной ситуации.
  3. Беседы. Можно использовать следующие темы для бесед: "Я - мальчик", "Мужское поведение" и многие другие.
  4. Тесты. Здесь подойдут следующие: "Моя игрушка", "Скажи, чьи это вещи" и другие.
  5. Рисуночные тесты. Очень информативные и эффективные в проведении диагностики на такую тему. Могут быть: "Это я", "Моя семья", "Хороший мальчик и плохой мальчик" и другие.
  6. Интервьюирование. Воспитатель или психолог-педагог задает вопросы дошкольнику, а затем анализирует его ответы.

Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС на занятии физической культуры

Физическое развитие чрезвычайно важно для дошкольников. Но всем известно, что физические возможности мальчиков и девочек могут существенно отличаться. Бывают, конечно, исключения, но речь сейчас не об этом. Для того чтобы привить девочкам и мальчикам разные представления, не нужно их изолировать друг от друга. Правильнее будет использовать следующие приемы:

  • Разные упражнения. Это значит, что одни выполняют только мальчики (например, отжимание), а другие - девочки (крутят обруч).
  • Разные требования. Нормативы для девочек иные, нежели для мальчиков. Даже если это отжимание, то нужно сделать акцент на том, что мальчики должны отжаться десять раз, а девочки всего пять.
  • Разные способы обучения.
  • При распределении ролей в подвижных играх, например, роль волка предлагают сильным и смелым мальчикам, а вот «зайки» - это осторожные и милые девочки.
  • Разная оценка. Мальчиков нужно оценивать коротко и емко, а девочки обращают внимание на эмоциональную окраску сказанного.
  • Акцентировать внимание дошкольников на виды спорта. Именно на то, что одни бывают мужскими, а другие - женскими.


В развитии гендерных представлений дошкольников большую роль играет воспитание, которое дают родители. Именно поэтому необходимо проводить дошколят на тему "Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС". Консультация для родителей, вовремя предоставленная педагогом, поможет не допустить ошибок:

  • Ни в коем случае нельзя забывать о том, что рядом ребенок, который имеет определенную половую принадлежность. Соответственно, будь то мальчик или девочка, они совершенно по-разному думают, чувствуют и действуют. Именно поэтому относиться к ним стоит индивидуально, но, конечно же, обязательно любить.
  • Нельзя сравнивать мальчиков и девочек. Тем более ставить их в пример друг другу, поскольку они совершенно разные.
  • Необходимо запомнить, что сравнение детства родителя другого пола, например, мамы, для сына бесполезно, поскольку приобретенный матерью в младые годы опыт ребенку вряд ли пригодится.
  • При попытке пожурить девочку не нужно повышать голос: для начала необходимо доступно сформулировать претензии. Иначе ребенок растеряется.
  • А вот с мальчиком длинные разговоры не помогут. Он просто устанет слушать и ничего не поймет. Поэтому разговор с ним должен быть коротким и четким.
  • Всем известно, что девочки бывают капризными. Но нужно также знать, что происходит это от усталости. А когда устают мальчики, это сказывается на умственных способностях. Но не нужно за это ругать: в данной ситуации нужно помочь ребенку расслабиться.
  • Часто бывает так, что родители ругают ребенка за то, что он не преуспел в каком-либо виде деятельности. Как правило, это происходит из-за того, что дошкольник не получил вовремя нужную ему поддержку и помощь. Поэтому в данном случае виноват не он, а родители.
  • Запомните навсегда, что нельзя ругать ребёнка за то, что он чего-то не знает или не понимает. Он ещё слишком маленький и не может знать столько же, сколько и взрослые.
  • Ребенок - это сформировавшаяся личность. Поэтому нужно дать ему возможность быть таким, каков он есть или хочет быть.

Ну и последний совет. Для того чтобы не возникало проблем в воспитании ребёнка, необходимо сделать так, чтобы требования родителей максимально совпадали с желаниями их детей.


Всем известно, что гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС имеет огромное значение для развития личности дошкольников. И здесь немаловажную роль играют действия воспитателя. Именно поэтому необходимо проводить занятия на тему "Гендерное воспитание в ДОУ по ФГОС". Консультация для педагогов тоже будет весьма полезна.

Основные советы воспитателям:

  • С мальчиками нужно больше заниматься развитием мелкой моторики. С девочками - крупной.
  • На занятиях для мальчиков нужно подробное объяснение задания.
  • Для девочек будут полезны различные головоломки.
  • Обязательно нужно хвалить мальчика за его энергичность и активность. Далее эти способности следует перенаправить в полезное русло.

Необходимо обязательно хвалить детей, причем и мальчиков, и девочек одинаково. Ведь они этого заслуживают.

Конференция: Воспитательно-образовательная деятельность в детском саду

Организация: МБОУ « Восточнинская ООШ»

Населенный пункт: Астраханская область, Икрянинский район, село Восточное

Цель: углубить знания педагогов о формировании у детей гендерной принадлежности в условиях ФГОС.

В общеобразовательной программы дошкольного образования поставлена задача – формирование у детей гендерной принадлежности.

Под «гендером» понимается социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками), а существующие свойства и отношения называются гендерными.

Практики показывает, что в настоящее время в системе дошкольного образования возникают серьёзные проблемы по вопросам гендерного воспитания. В первую очередь это связано с тем, что в программно-методическом обеспечении дошкольных образовательных учреждений России не учитывали гендерные особенности. В результате этого содержание воспитания и образования ориентировано на возрастные и психологические особенности детей, а не на мальчиков и девочек того или иного возраста, которые, по мнению ученых различаются, а именно:

− в физическом развитии и социальном поведении;

− в интеллектуальных и визуально-пространственных способностях и уровне достижений;

− в проявлении агрессии и многом другом.

Период дошкольного детства – это тот период, в процессе которого педагоги и родители должны понять ребенка и помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему своим полом.

В результате анализа психолого-педагогических исследований, было установлено, что именно в период дошкольного детства у детей, происходит принятие гендерной роли:

    к возрасту 2-3 лет дети начинают понимать, что они либо девочка, либо мальчик, и обозначают себя соответствующим образом;

    в возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость: детям становится понятно, что гендер не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки – женщинами и эта принадлежность к полу не изменится.

При обучении детей воспитателю важно учитывать, что девочки нуждаются в стимулах, в большей степени построенных на основе слухового восприятия. Мальчики плохо воспринимают объяснение воспитателя на слух и для них предпочтительнее использовать визуальные средства, построенные на зрительном восприятии.

На занятиях по творческой деятельности важно создавать условия для того, чтобы девочки и мальчики могли бы выразить то, что для каждого из них интересно или эмоционально значимо. Но при отборе содержания для обучения детей рисованием, лепкой и аппликацией важно помнить о том, что кисть руки мальчика в своем развитии отстает от кисти руки девочки на 1,5 года.

При оценке поведения детей и результатов их деятельности (рисунка, лепки, аппликации, поделки, конструкции и т.п.) воспитателю необходимо помнить, что девочки крайне чувствительны к интонациям, к форме оценки, ее публичности. Для девочек очень важно, чтобы ими восхищались в присутствии других детей, родителей и т.п… Для мальчиков наиболее значимым является указание на то, что он добился результата именно в этом: научился здороваться, чистить зубы, конструировать что-то и т.п. Каждый приобретенный навык, результат, который мальчику удалось получить, положительно сказывается на его личностном росте, позволяет гордиться собой и стремиться к новым достижениям. Но именно у мальчиков наблюдается тенденция к тому, что добившись результата в каком-то виде деятельности, они так счастливы этим, что готовы конструировать или рисовать одно и то же, что позволяет им утвердиться в своих достижениях, но требует правильного понимания со стороны воспитателя.

Особенно заметны различия девочек и мальчиков дошкольного возраста в игровой деятельности. Ученые отмечают разное содержание и игровые стили, которые часто не могут быть реализованы детьми в силу того, что воспитателям – женщинам ближе тихие игры девочек на семейно-бытовые темы. Мальчики очень любят дружеские потасовки, что не является проявлением агрессии и создает у детей положительный эмоциональный фон. Воспитатели не всегда правильно понимают потребность мальчиков в этих потасовках и резко прерывают их, лишая детей радости, которую они при этом испытывают. Шумные, наполненные движением игры мальчиков вызывают у воспитателей раздражение, так как они считают, что такого рода игры являются лишь бессмысленной беготней и могут привести к травме, а, следовательно, им не место в жизни группы и они должны быть прекращены. В результате мальчики лишены истинно «мужских игр», что отрицательно сказывается на их личностном развитии.

При совместном воспитании мальчиков и девочек очень важной педагогической задачей является преодоление разобщенности между детьми и организации совместных игр, в процессе которых дети могли бы действовать сообща, но в соответствии с гендерными особенностями. Где мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские. Организация таких игр может быть построена, через театрализованную деятельность.

Особого внимания со стороны педагогов требуют проблемы, связанные с организацией предметно-пространственной среды.

Общеизвестно, что среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний и социального опыта. Предметно-пространственная среда не только обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т.п.), но и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей. Роль взрослого в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных элементов ее с учетом гендерных, индивидуальных особенностей и потребностей каждого ребенка.

С учетом ФГОС и в нашем детском саду используется гендерная принадлежность, через непосредственно – образовательную деятельность: участие в конкурсах - «Есть такая профессия – Родину защищать», «Знакомство с русским народным костюмом», «Пожар», «Русские богатыри – защитники Отечества», «Будем в Армии служить» .

Беседы «Кто я: мальчик или девочка?», «Чем мы похожи и чем отличаемся?»… «Мои достоинства», «Мои таланты», «Мои недостатки»…

Словесные игры «Мир без тебя», «На какого сказочного героя я похож (похожа)?», «Что умеют руки мальчиков?», «Что умеют руки девочек?»…

Тренинги и педагогические ситуации «Обратись ко мне по имени», «Поможем девочкам», Волшебная ромашка», «Снежный ком из ласковых имен», «Комплименты»…

Чтение художественной литературы: Чтение таких р.н.сказок, как «Крошечка-Хаврошечка», «Как аукнется, так и откликнется», «Рукодельница и ленивица», сказки Г.Х.Андерсена «Снежная Королева», «Дикие лебеди» , «Иван – крестьянский сын и Чудо-Юдо», «Царевна лягушка», рассказы о русских солдатах, «Рассказ о неизвестном герое» С.Маршака и др.

Памятка для педагогов и родителей при общении с мальчиками и девочками

· Никогда не забывайте, что перед вами не просто ребенок, а мальчик или девочка с присущими им особенностями восприятия, мышления, эмоций. Воспитывать, обучать и даже любить их надо по-разному. Но обязательно очень любить.

· Никогда не сравнивай мальчиков и девочек, не ставьте одних в пример другим: они такие разные даже по биологическому возрасту – девочки обычно старше ровесников – мальчиков.

· Не забывайте, что мальчики и девочки по-разному видят, слышат, осязают, по-разному воспринимают пространство и ориентируются в нем, а главное по-разному осмысливают все, с чем сталкиваются в этом мире. И уж, конечно, не так, как мы взрослые.

· Помните, что когда женщина воспитывает и обучает мальчиков (а мужчина – девочек), ей мало пригодится собственный детский опыт и сравнивать себя в детстве с ними – неверно и бесполезно.

· Не переусердствуйте, требуя от мальчиков аккуратности и тщательности выполнения вашего задания.

· Старайтесь, давая задание мальчикам, как в детском саду, в школе, в быту, включать в них момент поиска, требующий сообразительности. Не надо заранее рассказывать и показывать, что и как делать. Следует подтолкнуть ребенка к тому, чтобы он сам открыл принцип решения, пусть даже наделав ошибок.

· С девочками, если им трудно, надо вместе, до начала работы, разобрать принцип выполнения задания, что и как надо сделать. Вместе с тем, девочек надо постепенно учить действовать самостоятельно, а не только по заранее известным схемам (работу по дому выполнять точно, как мама, в школе решать типовые задачи, как учили на уроке), подталкивать к поиску собственных решений незнакомых, нетиповых заданий.

· Не забывайте, не только рассказывать, но и показывать. Особенно это важно для мальчиков.

· Никогда не ругайте ребенка обидными словами за неспособность что-то понять или сделать, глядя на него при этом с высоты своего авторитета. Это сейчас он знает и умеет хуже вас. Придёт время, и, по крайней мере, в каких-то областях, он будет знать, и уметь больше вас.

· Помните, что мы часто недооцениваем эмоциональную чувствительность и тревожность мальчиков.

· Если вам надо отругать девочку, не спешите высказывать своё отношение к ней, – бурная эмоциональная реакция помешает ей понять, за что её ругают. Сначала разберитесь, в чем ошибка.

· Ругая мальчиков, изложите кратко и четко, чем вы недовольны, т.к. они не могут долго удерживать эмоциональное напряжение. Их мозг как бы отключает слуховой канал, и ребенок перестаёт вас слушать и слышать.

1.Татьяна Доронова « Девочки и мальчики в семье и в детском саду» 2009год

2.С.И. Клишкова « Роль гендарного воспитания в развитии игровых интересов старших дошкольников» Дошкольная педагогика №8 (103) 2014г.

3.Н.А. Платохина « Воспитание социокультурной толерантности личности ребёнка в условиях ДОУ» Педагогика № (62) 2010г.

4.Микляева Н.В. « Предметно-развивающая среда детского сада в контексте ФГОС»

5.« Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования « От рождения до школы» М.А.Васильева.

методическая разработка

Гендерное воспитание в условиях ФГОС ДО. (из опыта работы) Актуальной задачей современной системы образования является воспитание поколения людей с адекватным восприятием смысла собственного и противоположного пола. Гендерная тематика - новая для ДОУ. В предшествующем периоде отечественной педагогикой был упущен один из важных аспектов воспитания личности ребёнка - гендерный аспект, предполагающий, что различия в поведении и восприятии мужчин и женщин определяются не столько их физиологическими особенностями, сколько воспитанием и распространёнными в каждой культуре представлениями о сущности мужского и женского начал. Пол человека является естественной основой его индивидуальности. Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит в первую очередь от отношения родителей к ребёнку, характера родительских установок и привязанности как родителей к ребёнку, так и ребёнка к родителям, а также от воспитания его в дошкольном образовательном учреждении. Как известно, базис личности закладывается в первые семь лет жизни. Компоненты, которые не вошли в структуру личности в дошкольном возрасте, впоследствии либо не ассимилируются, либо ассимилируются с большим трудом, и репродуцируются с малым коэффициентом надёжности. Половая идентификация ребёнка происходит уже к трём четырём годам, то есть к концу младшего дошкольного возраста ребёнок усваивает свою половую принадлежность, хотя ещё не знает, каким содержанием должны быть наполнены понятия «мальчик» и «девочка». Дошкольное образовательное учреждение – это сложная социально – педагогическая система, со своими правилами, задачами, проблемами. Одной из проблем является воспитание детей с учетом гендерных особенностей. Новые направления организации образовательного процесса в ДОУ, определенные ФГОС ДО, предполагают новые подходы к содержанию социально – нравственного воспитания дошкольников, включая в него формирование у ребенка гендерной принадлежности. Основная цель
процесса гендерного воспитания состоит в создании полоразвивающего и социокультурного пространства ДОУ, как среды, способствующей овладению детьми полоролевым опытом, ценностями, смыслами и способами полоролевого поведения на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. В возрасте с 4 до 7 лет формируется гендерная устойчивость, детям становиться понятно, что «гендер» не изменяется: мальчики становятся мужчинами, а девочки женщинами и эта принадлежность к полу не измениться в зависимости от ситуации или личных желаний. Именно в этом возрасте необходимо делать акцент на воспитание детей положительных качеств в отношении к своему полу, находить все возможности, которые открываются детям благодаря своему социальному полу, т.е. «гендеру». Старший дошкольный возраст – время активной социализации ребенка, вхождения в культуру; развития общения с взрослыми и сверстниками, формирования нравственных и эстетических чувств. Воспитание детей старшего дошкольного возраста с учетом полоролевых особенностей задача сложная, но посильная и она должна решаться поэтапно. Начала работу по данной тематике с анализа соотношения мальчиков и девочек в группе (оно оказалось почти равным: 9 девочек и 8 мальчиков), изучила данные психолога об особенностях психологического статуса наших мальчиков и девочек (здесь тоже все обстоит достаточно благополучно, в группе есть несколько лидеров, нет изолированных и отверженных). С целью выявления уровней гендерной воспитанности дошкольников провела диагносту. Беседы по установлению половых ролях (А.М. Щетинина., О.И. Иванова). Так же использовала методику по определению уровня сформированности гендерных представлений у детей 5-6 лет. Проанализировав все это, я сделала вывод, что в группе сложилась довольно благоприятная обстановка для организации гендерного воспитания детей.
Из всего выше сказанного поставила перед своей практической деятельностью основную
цель
: обеспечить условия эффективности гендерной социализации личности ребенка – дошкольника в условиях ДОУ. И ряд
задач
: 1. Создать организационно – педагогические условия для воспитания дошкольников в ДОУ. 2. Использовать в воспитательной работе систему средств, которая будет способствовать формированию гендерной принадлежности у детей. Вызывать положительное отношение к своей половой принадлежности. 3. Систематизировать работу по направлению «Гендерное воспитание» 4. Внедрить гендерный подход воспитания детей 5-7 лет в систему дошкольного воспитания; распространение положительного опыта. Продолжила работу с построения модели образовательного процесса по 4 направлениям: 1. Построение модели педагогического процесса. 2. Построение предметно – развивающей среды. 3. Знакомство воспитателей с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения. 4. Пропаганда педагогических знаний по этому вопросу родителям и привлечение их к участию в педагогического процесса. Одним из направлений моей работы является построение предметно - развивающей среды с учетом гендерных особенностей. Известно, что предметно-развивающая среда призвана не только, обеспечивать разные виды активности дошкольников, но и является основой его самостоятельной деятельности. Анализ предметно-развивающей среды группы показал, что среда в группе преобладает девичья. При оформлении помещений группы с учетом гендерных особенностей детей обращала особое внимание на оказание помощи ребенку в том, чтобы он имел возможность многократного подтверждения того, что она – девочка, что он – мальчик. Активно использовала простейшие маркеры гендерных различий, но с учетом
индивидуальных интересов и потребностей каждого ребенка. Окружающая среда в помещении нашей группы для детей начинается с приемной, со шкафов для одежды, на которых наклеены индивидуальные метки. Психологи считают, что недопустимо в подборе цвета ориентироваться на традиционную, но не оправдавшую себя дифференциацию: для девочек используются оттенки только розового цвета, а для мальчиков - голубого. Поэтому в моей группе свои метки дети выбирали сами из предложенного большинства картинок. Я изменила подход к организации среды в группе: в помещении выделила специально оборудованные игровые зоны – девочек и мальчиков, а также место для совместных игр и взаимного общения. Содержание этих двух зон одинаково полное, целостное, многофункциональное, как у девочек, так и у мальчиков. Помещение группы как бы разделено на две зоны. Материалы и оборудование, которыми пользуются девочки и мальчики располагаются в группе по обоюдной договоренности. Разделение пространства группы на две зоны не говорит о том, что девочки и мальчики играют отдельно. Они также с удовольствием взаимодействуют друг с другом. В работе по созданию предметно-развивающей среды придерживалась трех основных принципов: 1. Полифункциональность среды, предусматривающая обеспечение всех составляющих воспитательно - образовательного процесса и возможность разнообразного использования различных составляющих предметно - развивающей среды. 2. Трансформируемость, обеспечивающая возможность изменений предметно – развивающей среды. 3. Вариативность, определяющаяся видом дошкольного образовательного учреждения, с учетом гендерной специфики. Для решения одной из поставленных задач, систематизировать работу с детьми, мною был разработан перспективный план работы с детьми в двух возрастных группах: старшая группа, подготовительная группа.
В работе активно использую разные формы и методы гендерного воспитания; методы формирования сознания личности (метод сравнения, метод проблемной ситуации, моделирование жизненно значимых ситуаций, диалогово – игровые методы, коммуникативные методы, метод прогнозирования ситуации), этические индивидуальные и совместные беседы, рассказ воспитателя, прием отвлечения внимания, пример, чтение художественной литературы и т.д. В дошкольном возрасте игра является основным видом деятельности. Я составила перспективное планирование всех видов игровой деятельности дидактические игры, игры состязания, имитационные игры, символические игры, игры драматизации, сюжетно- ролевые игры, подвижные игры, музыкальные с учетом гендерного подхода, в соответствии лексическим темам ДОУ. Важно грамотно подбирать и включать в игры дошкольников, сообразно гендерной данности, содержательный компонент игровой деятельности (темы, сюжеты игр, игрушки, предметы - заменители и т.п.), так как с помощью игрушек у детей формируются на уровне символики, жизненно важные ценности поведения характерные мужскому и женскому психотипу. Использование инновационных педагогических технологий открывает новые возможности воспитания и обучения дошкольников, и одной из наиболее эффективных в наши дни стал метод проектов. Технология проектирования относится к современным гуманитарным технологиям, которые являются инновационными в работе дошкольных учреждений. Этот метод актуален и очень эффективен, т.к. дает ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки, тем самым позволяя ему успешно адаптироваться к школе. В своей практике использую данный метод очень активно, разработала ряд проектов по теме гендерного воспитания, реализовала данные проекты (« Родословная куклы», « Принцессы и рыцари»). Основными задачами направления работы с родителями по теме гендерного воспитания детей старшего дошкольного возраста являются; повышение
педагогической культуры родителей. Изучение, обобщение и распространение положительного опыта семейного воспитания. В условиях традиционного семейного воспитания универсальными ключевыми фигурами воспитания детей с учетом их гендерных особенностей выступают родители. Потенциал семьи в формировании личности девочек и мальчиков дошкольного возраста безграничен. Именно родители, как эмоционально и духовно близкие девочкам и мальчикам люди, имеют непосредственную возможность развивать и укреплять личностные качества каждого ребенка, исходя из его индивидуальных особенностей. Они, как никто другой, лучше знают индивидуально типологические особенности раннего развития своей девочки или своего мальчика, основные симптомы их недомоганий, индивидуальные особенности ритма жизни, так как с момента рождения находятся рядом с ними, «сопровождая» их развитие. Вместе с тем, организация системной и научно-обоснованной поддержки гендерной идентичности детей в семье, где большинство родителей не имеет специального образования, и знакомо с особенностями психического развития детей только эмпирически, сложная и, подчас, недостижимая задача. Успех ее решения зависит, прежде всего, от собственной эрудиции родителей, их такта, целеустремленности и педагогической интуиции. Направления работы с родителями: оказание помощи семье в воспитании, вовлечение семьи в образовательный процесс, культурно-просветительная работа, создание условий для реализации личности ребенка. Формы работы: анкетирование и тестирование, родительские собрания, консультирование, родительские уголки, участие в создание развивающей среды. Данные формы работы используемые в работе с тематическими материалами систематизировала в перспективное планирование на два учебных года старшая группа, подготовительная группа. Знакомство воспитателей с теоретическими знаниями о психосоциальных различиях мальчиков и девочек, особенностями их воспитания и обучения,
является одним из направлений моей работы. В процессе ознакомления педагогов ведется активная взаимосвязь теоретических основ с практической деятельностью. Разработала перспективное планирование, которое перекликается с годовым планом дошкольного образовательного учреждения. Осуществляю взаимосвязь с узкими специалистами ДОУ. Оформляю консультативную информацию в разнообразных формах (брошюры, стендовые доклады, консультации на сайте ДОУ) для легкого и доступного использования педагогами в своей практической деятельности. Активно провожу работу с молодыми специалистами в рамках образовательного салона. Подводя итоги проделанной работе с помощью диагностического инструментария использованного на ранних этапах получила отличные результаты. Основная цель по обеспечению условий эффективности гендерной социализации личности ребенка – дошкольника в условиях ДОУ выполнена. Дошкольное детство – самоценный период жизни человека. Ценность этого периода в том, что человек в нем максимально близок к себе, к своим потребностям, к тому, что есть собственно «Я». Поэтому поиски равновесия в воспитании – поиски гармонии между свободой, представляемой ребенку, и передачей опыта, накопленного взрослыми, живущими с детьми, и взрослым миром в целом, мирового культурного опыта – представляются нам очень важным.

Гендерный подход

в воспитании детей

старшего дошкольного возраста

( средствами анимации)

Выполнила

Атауллова Э.Г.

воспитатель МБДОУ №13

Актуальность выбранной темы

Социальная стратегия государства, направленная на создание условий для устойчивого развития Российской Федерации на основе использования и совершенствования человеческого потенциала, предполагает включение гендерного компонента во все области общественной жизни.

В Концепции государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года. Распоряжение Правительства РФ от 25 августа 2014 года N 1618-р. , говорится: «Целями государственной семейной политики являются поддержка, укрепление и защита семьи и ценностей семейной жизни, создание необходимых условий для выполнения семьёй ее функций, повышение качества жизни семей и обеспечение прав членов семьи в процессе ее общественного развития.», «реализацию дополнительных образовательных программ для мужчин в целях формирования ответственного отцовства, повышения социальной роли отца, вовлечения мужчин в семейные дела и воспитание детей».

Но чтобы реализовывать эти цели нужно начинать работу еще в ДОУ, когда идет формирование гендерного сознания и дети идентифицируют себя с определенным полом и его поведением.



Социальные изменения, происходящие в современном обществе, привели к разрушению традиционных стереотипов мужского и женского поведения. Демократизация отношений полов повлекла смешение половых ролей, феминизацию мужчин и «омужествление» женщин.

Такое положение отрицательно сказывается на личностном развитии ребенка. У детей формируются нечеткие или неадекватные полу гендерные установки, психологические качества и модели поведения. Все больше становится фемининных мальчиков и маскулинных девочек.

Преодоление разобщённости мальчиков и девочек в дошкольном возрасте, формирование у них дружеских отношений, культуры общения, уважения друг к другу одно из важнейших условий гендерного воспитания в условии реализации ФГОС ДО.



Цель работы – создание условий для реализации гендерного воспитания дошкольников в рамках ФГОС ДО.

Задачи:

  • изучить нормативную и психолого-педагогическую литературу по проблеме гендерного подхода в воспитании детей старшего дошкольного возраста;
  • выявить особенности гендерной сформированности у детей дошкольного возраста;
  • разработать и апробировать работы по проблеме гендерного подхода в воспитании детей дошкольного возраста с использованием анимации; определить эффективность предложенной системы работы.


Согласно Федеральному закону "Об образовании в Российской Федерации" N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2017-2016 года, ст.12 « Образовательные программы определяют содержание образования.

Содержание образования должно содействовать взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от расовой, национальной, этнической, религиозной и социальной принадлежности, учитывать разнообразие мировоззренческих подходов, способствовать реализации права обучающихся на свободный выбор мнений и убеждений, обеспечивать развитие способностей каждого человека, формирование и развитие его личности в соответствии с принятыми в семье и обществе духовно-нравственными и социокультурными ценностями.»



По исследованиям Е. Кудрявцевой, Н. Ледовской, в настоящее время происходит кризис семьи как социального института.

Неумение супругов строить свои взаимоотношения, распределять семейно- бытовые обязанности непонимание мужчинами женских идеалов, а женщинами – мужских – всё это, по мнению ученых и практиков, является причиной участившихся разводов, которые в свою очередь приводят к тому, что у детей, выросших в неполной семье, не формируются идеалы семейной жизни.

Такие дети с раннего детства не ориентированы на прочную долгую семейную жизнь, так как в их воспитании отсутствуют положительные примеры родителей.



Таким образом, мы пришли к выводу:

необходимо использовать гендерный подход в воспитании детей дошкольного возраста, для того чтобы помочь ему раскрыть те уникальные возможности, которые даны ему полом, если мы хотим воспитать настоящих мужчин и женщин, а не бесполых существ.

Высказывания Н.Е. Татаринцевой убеждают, что предметно-развивающая среда ДОУ должна содействовать формированию основ мужественности у мальчиков и женственности у девочек.

Поэтому в своем исследовании мы попробуем изучить проблему гендерного подхода в воспитании детей старшего дошкольного возраста через использование средств анимации.

Так как на сегодняшний день анимация наиболее популярна среди детей и имеет увлекательный и занимательный характер.



В современных условиях, согласно ФГОС ДО, учреждение имеет право самостоятельно выбрать программу, по которой будет работать.

Одна из первых экспериментальных программ по половому воспитанию пятилетних детей – программа боварского ученого К.Думрауфа (от 1975г.) – обозначает следующие задачи:

Формирование у детей способности к любви, т.е. определенной открытости по отношению к чувствам и потребностям сверстника, владение различными формами коммуникации и ответственного партнерства;

Возможность научить ребенка воспринимать свою собственную половую индивидуальность как существенную составную часть человека;

Половое воспитание дошкольников должно препятствовать превращению человеческой сексуальности в объект рынка и коммерции.



В парциальная программа «Программа полового воспитания детей дошкольного возраста» (Л.В.Коломийченко).

Главная цель – своевременная (соответствующая возрастным и половым особенностям детей) и качественная, обеспечивающая достижение оптимального уровня, полоролевая социализация дошкольников.

В программе «Мальчики и девочки» (И. П. Шелухина) ставятся цели : способствовать благоприятному протеканию процесса полоролевой социализации мальчиков и девочек старшего дошкольного возраста; формирование начал мужественности и женственности.

Она решает задачи ознакомления детей с миром взрослых, способствует социализации ребенка, активно формирует интерес, способствует развитию мужественности и женственности.



Авторская программа «Половое воспитание» М. Мазниченко, Т. Чхетиани Данная программа предназначена для детей старшего дошкольного возраста и включает в себя следующую цель: сформировать первичные представления о нравственных нормах отношений между людьми разного пола.

Программа содержит формы и план работы по половому воспитанию с детьми и план работы ДОУ с семьей по данной теме.

На данный момент существует разработка и апробация по гендерному воспитанию на тему:

«Формирование у детей дошкольного возраста гендерной идентичности на основе индивидуально-дифференцированного подхода в ДОУ» , под руководством Ключниковой Е.А.

на базе МБДОУ «Детский сад №52 «Росинка» г. Димитровград. В программе раскрываются содержание и методические приемы.

В программе «От рождения до школы » под ред. Н.Е. Веракса;

Цели программы - создание благоприятных условий для полноценного проживания ребенком дошкольного детства, формирование основ базовой культуры личности, всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями, подготовка к жизни в современном обществе.

Задачи , направленные на формирование традиционных гендерных представлений; воспитание у детей стремления в своих поступках следовать положительному примеру. Отчетливо просматривается формирование «образа Я», уважительного отношения и чувства принадлежности к своей семье и к сообществу детей и взрослых в организации; формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности. Преимуществом программы (с позиции настоящего исследования) можно считать задачи по расширению традиционных гендерных представлений и воспитание уважительного отношения к сверстникам своего и противоположного пола.

Анализируя программу, можно сделать вывод, что в данной программе отчетливо отслеживается линия работы по формированию коммуникативных компетенций мальчиков и девочек в различных видах детской деятельности. Также заявлен и четко прописан гендерный аспект воспитания и развития детей.



« Детство » , Т.В. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А, Ноткина и др.

Цели

Обеспечение равных возможностей для полноценного развития

каждого ребёнка в период дошкольного детства независимо от места проживания, пола, нации, языка, социального статуса;

Обеспечение разнообразия детской деятельности – близкой и естественной для ребенка: игры, общения со взрослыми и сверстниками.

В программе отчетливо прослеживается учет гендерных различий детей дошкольного возраста.

Одними из задач образовательной деятельности

Обогащение представления о людях, их нравственных качествах, гендерных отличиях, социальных и профессиональных ролях, правилах взаимоотношений взрослых и детей.

Развитие представления ребенка о себе, своих умениях, некоторых особенностях человеческого организма.



Особенности гендерного развития в дошкольном возрасте

По данным нейропсихологов В.Д. Еремеевой, Т.П. Хризман которые, записывая биотоки мозга у совсем крошечных малышей (новорожденных и детей первых месяцев жизни), убедились, что мозг мальчиков и девочек уже в этом нежном возрасте работает неодинаково.

Мальчики

Используют все пространство;

Мышление обобщенное, абстрактное. Манипулируют с геометрическими фигурами; Быстрее утомляется левое полушарие

(речевое полушарие, логические операции);

Ориентированы на информацию.

Во время общения смотрят в сторону или перед собой;

Кратковременно, но ярко реагируют на эмоциональный фактор;

Играют в ограниченном пространстве; Мышление детальное, конкретное .

Манипулирует с цифрами и формулами;

Быстрее утомляется правое полушарие (образное мышление, эмоциональное самочувствие)

Ориентированы на отношения между людьми.

Во время общения смотрят в лицо взрослого. Ждут одобрения;

Готовы в любую секунду отреагировать на эмоциональный фактор



По данным исследований Т.О. Репиной мальчиков и девочек не следует воспитывать раздельно друг от друга, т.к. могут сформироваться те качества, которые характерны для данного пола, а такие качества как взаимоуважение, сочувствие к другому полу без подкрепления навыков сформироваться не смогут.

Поэтому так необходимо определение условий формирования в дошкольном возрасте самоактуализирующейся личности, воспитания в маленьких россиянах стремления к разумному и доброжелательному сотрудничеству мальчиков и девочек, являющихся основой гармоничного взаимодействия полов в будущем.

Для достижения такого результата важно формировать как нравственные чувства и представления, нравственные мотивы поведения, так навыки и умения, необходимые для реализации полученных представлений, усвоенных знаний.



В дошкольном возрасте, идет интенсивный процесс становления самосознания. Важный компонент развития - осознание себя, как представителя определенного пола. Усвоение же образов поведения, соответствующих полу, неотъемлемой частью входит в общий процесс социализации дошкольника.

Гендерной социализации – включает в себя вопросы формирования психического пола ребенка, психических половых различий и гендерной идентичности. Гендерная идентичность -это психологическое ощущение ребенком себя будущим мужчиной или женщиной. Это базовое, фундаментальное чувство своей принадлежности к определённому полу. Идентичность вырабатывается в результате сложного взаимодействия природных задатков индивида и соответствующей социализации.

Процесс гендерной социализации осуществляется через семью, а также через сверстников, которых как правомерно рассматривает как «исключительно важный универсальный агент».

Группа ДОУ - это, по существу, первое детское общество для формирования качеств общественности, полоролевого поведения.



«Гендер» и «пол» – понятия нетождественные. Термин «пол» делает акцент на биологических особенностях, «гендер» – на социокультурных, которых общество предписывает выполнять людям в зависимости от их биологического пола.

«Гендерный подход» - [англ.gender-род, пол]- исследование психологических характеристик половой дифференциации, выяснение роли социального пола в отличии от биологического понимания пола как совокупности морфологических и физиологических особенностей.

Таким образом, мы убедились в том, что необходимо воспитывать мальчиков и девочек по- разному, так как они различны как физиологически, так и психологически, но не раздельно друг от друга, а необходимо использовать такие технологии, которые в доступной форме смогут формировать в детях гендерную индивидуализацию.



Использование анимации при реализации гендерного подхода в дошкольном образовании

В нормативном документе «Методические рекомендации по организация развивающей предметно-пространственной среды в соответствии с ФГОС ДО» говорится, что решение задач общеобразовательной программы дошкольного учреждения лежит не только в плоскости поставки необходимого оборудования и программного обеспечения, но и (в основном) в формировании новой развивающей среды, основанной на систематическом использовании образовательных информационных технологий, включающей методическое и контентное обеспечение. Основные преимущества использования предлагаемого подхода связаны с расширенными возможностями вариативности, индивидуализации и дифференциации развивающего процесса. Информационные технологии способны существенно повысить его наглядность, эффективность и оперативность обратной связи.



В данном нормативном документе выделяют ряд дидактических принципов применения информационно-образовательных технологий.

Один из них – принцип мультимедийность . Он предполагает способность транслировать аудиовизуальную информацию в любой форме (текст, графика, анимация и др.);

Поэтому решение проблемы гендерного воспитания дошкольников мы решили апробировать на основе анимации, так как в настоящее время это наиболее распространенный прием заинтересованности детей.



Анимация дает возможность формировать:

  • эмоциональное развития. Яркие события, поступки героев, их чувства, смена динамики помогает зафиксировать в памяти ребенка события и в нужный момент вспомнить их и правильно оценить ситуацию, в которую попадает ребенок.
  • нравственное – соблюдение моральных требований. Сюжет анимации показывает, как создается проблема и что она несет и как можно найти из неё выход. Герои сюжета - это в основном такие же дети, как и сами зрители, т.е. есть возможность поставить ребенка на место героя, пережить то, что происходит с ним. Отсюда идет воспитание ребенка как личности, умение отвечать за свои поступки.
  • познавательное. Сюжет анимации показывает, как создается проблема и что она несет и как можно найти из неё выход.


Особенности использования анимации в гендерном воспитании детей дошкольного возраста.

Прежде чем использовать мультфильмы мы решили выявить

1. уровень сформированности полоролевого поведения детей .

На данном этапе были проведены:

Анализ и оценка материально- технической базы ДОУ;

Анализ организации и содержания полоролевого дифференцированного воспитания детей в ДОУ;

Наблюдение за применением усвоенных норм гендерного поведения в повседневной жизни детей 6-7 лет;

Анализ отечественной и зарубежной анимации, которая будет использована





Социометрический опросник (позволяющий выявить сформированности дружеских взаимоотношений

Проведя, социометрический опрос мы смогли выявить популярных и непопулярных детей. По результатам опросника мы составили таблицу (социоматрица), позволяющую увидеть «лидеров» и «отверженных» членов группы.

По ней видно, что девочки больше играют с девочками, с мальчиками реже, только в играх, организованных взрослым. Аналогично играют и мальчики.

Ярко выраженных лидеров в группе нет, есть дети, которые легче идут на контакт, с ними дети играют охотнее. «Отверженных» детей в группе нет.

Исходя из этого, можно сделать вывод, что в группе хорошие взаимоотношения между детьми.



п/п

Фамилия,

Воспитание культуры поведения: навыки общественного поведения, культуры еды и т.п.

имя ребенка

Васянина Катя

Мухамадиева Диля

Решетняк Ангелина

Частично

Воспитание гуманных чувств и положительных взаимоотношений: взаимопомощь, умение считаться с мнением других и т.п.

Кислинская Юля

Халиуллин Артур

Сформированность этических представлений о: доброте, честности, справедливости и т.п.

Старцев Захар

Частично

Раупов Алмаз

Сокольчикова Лиана

Ильин Никита

Частично

Баллы

Золотухин Валя

Уровень

Иванова Юля

Минхоэрова Эллина

Соколова Снежана

Шакуров Ильмир

Ишмухаметов Алишер

Горошенкин Виталий

Михайлов Рома

Белалова Дениза

Широкова Диля

Севрюков Данил



Все данные были отражены в графике и диаграмме сформированности гендерных проявлений

сформированности гендерных проявлений у детей

на констатирующем этапе эксперимента

Уровни

Таким образом, мы сделали вывод что дети имеют представления о культуре поведения мальчиков и девочек, гуманных чувствах и положительных взаимоотношений полов, о этических представлениях.

Но не всегда их принимают в повседневной жизни, ошибки сверстников замечают быстрее, чем свои собственные.

Поэтому мы решили продолжить работу по гендерным проявлениям у детей, используя что-то новое, а именно АНИМАЦИЮ , т.к. у них наглядно-образное мышление и дети наиболее восприимчивы к визуальным образам и это именно тот момент, когда у ребёнка активно развиваются все сферы деятельности: художественно-эстетическая, коммуникативная, а в процессе социализации ребёнок приобщается к социокультуре своего народа, у него закладываются духовные ценности и мотивы, которые в дальнейшем будут определять усвоение нравственных норм и формирование произвольности поведения и его национальное

самосознание .

Для начала мы решили проанализировать имеющуюся у нас анимацию. Начали мы с популярной и широко продаваемой анимации зарубежного производства: «Барби в стране фей», «Человек-паук», «Покемон», «Белоснежка и семь гномов» и т.д. и выяснили.



Казалось бы, мультфильм подходит для воспитания чувства доброты, взаимопомощи, взаимовыручки. Однако все феи разные, но по телосложению похожи друг на друга, а именно все они - барби. Это вызывает комплекс неполноценности, приводящей к неврозу. А так как дети очень впечатлительны, подражают своими любимыми героями.

Хотя в мультфильме показана борьба добра и зла, где добро побеждает, но происходит это за счет уничтожения одних покемонов другими.





Анализ мультфильмов

Отечественные

Зарубежные

Интервал показа 10-15 минут

Время просмотра от 40 минут до 2 ч

Ориентирует ребенка на разные культурные образцы: природа, красота

Вводят ребенка в культуру другого народа,

Четко представлены позиции добра и зла, и зло побеждается не в виде драк и борьбы, а в виде выполненных поручений.

Добро побеждает за счет уничтожения

Интересный поучительный сюжет.

Яркие, действие происходит очень быстро.

Простой, понятный сюжет,

Не такие ярко-кричащие.

Красивая, четкая, приятная речь.

повторяющийся во всех мультиках.

Значение речи для понимания сведено к минимуму.

Мультик озвучен профессиональными актерами.

Нет агрессии

Много агрессии.

Классическая музыка

Однообразная музыка.



Таким образом, мы выбрали анимацию отечественного производства, а именно мультфильмы, вошедшие в золотой фонд российской мультипликации. Помня о том, что мы формируем у детей гендерное поведение, мы отобрали мультфильмы, в которых наиболее ярко представлены образы мужественности и женственности.

Для формирования начал мужественности у мальчиков:

  • «Илья Муромец»
  • «Садко»
  • «Сказка о Мальчише - Кибальчише»
  • «Летучий корабль»

5. «Алеша Попович и Тугарин Змей»

Для формирования начал женственности:

  • «Мороз Иванович»
  • «Снегурочка»

3. «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

Таким образом, определив уровень гендерных проявлений у детей,выбрав анимации, мы решили со всеми детьми смотреть мультфильмы, но с детьми экспериментальной группой еще использовать решение проблемных ситуаций по содержанию мультфильмов или с участие героев мультфильма. Использовать дифференцированные беседы по содержанию с мальчиками или с девочками. Рисование по сюжету мультфильма с передачей своих чувств, отношения к героям, т.е. все те формы работы, которые указаны в плане.

Перспективное планирование работы по воспитанию полоролевого поведения с использованием анимации (с использованием программы полового воспитания М. Мазниченко, Т. Чхетиани .

Тема

Цель

Дружба мальчиков и девочек

Формирование понятия о нормах дружеских отношений между мальчиками и девочками

Должен ли мальчик быть рыцарем?

1.Просмотр мультфильма «Цветик-семицветик»

Как стать девочке привлекательной?

Формирование норм поведения мальчика

Игры и игрушки мальчиков и девочек

формирование норм поведения девочки

  • Просмотр мультфильмов:

2. Беседа «Как подружиться с девочкой»

- «Сказка о мертвой царевне»

Дать понятия о различии игр мальчиков и девочек повысить мотивацию к совместным играм; воспитывать желание учитывать интересы сверстников

  • Просмотр мультфильма:

- Василиса Прекрасная.

  • Просмотр мультфильма:
  • Беседа «Почему девочки не играют в ковбоев, разбойников?
  • Совместные игры.
  • Игра «Я знаю пять игр (игрушек) мальчиков (девочек)

- Илья Мурамец»

- Мороз Иванович

- Алеша Попович и Тугарин Змей»

- Сестрица Аленушка и братец Иванушка

2.Беседа «В чем сила и слабость

мальчика»

2. Беседа с анализом поведения героинь в мультфильмах.

3. Ролевая игра «Мальчик приглашает на

день рождения девочку»

Одежда девочек и мальчиков

Дать знания о правилах гигиены девочек и мальчиков

Поведение девочек и мальчиков

  • Просмотр мультфильма
  • Беседа «Одежда девочек и мальчиков» работа с картинками
  • Театрализованная ситуация «Одевание на прогулку»

Дать знания о различиях поведения мальчиков и девочек

Мальчики и девочки. Почему они враждуют?

Формировать дружеские представления между мальчиками и девочками, нормы взаимоотношений между детьми.

  • Просмотр мультфильма:

Моя семья

Домашние обязанности мальчика и девочки

Формирование правильного представления о семье, роли матери, отца, сестры, брата

  • Просмотр мультфильма
  • Беседа «Драться или не драться?

- Любочка

- Вовка-добрая душа

- как попросить о помощи?

Осознание партнерского характера жизни в семье.

  • Просмотр мультфильма «Тигренок в Чайнике»
  • Беседа «Моя семья»
  • Рассматривание репродукций картин по теме фотографий
  • Сюжетно-ролевая игра «Семья»

Формирование представлений о домашних обязанностей девочек и мальчиков и о необходимости их равного распределения.

Женские и мужские профессии

-как попросить игрушку?

2. Театрализованная ситуация «Оцени поступок»

  • Просмотр мультфильма «Мальчик-с пальчик»
  • Беседа «Чем я могу помочь маме и папе?»
  • Игры на домашние сюжеты: «Стирка», «Уборка дома» и т.п.

Познакомиться с особенностями мужских и женских профессий, их важностью, воспитывать уважение к труду старших.

3. Анализ нравственных ситуаций, работа с картинками.

  • Просмотр мультфильма «Вовка -в тридевятом царстве»
  • Беседа «Кем я хочу стать»
  • Игра «Кто назовет больше профессий.


Просмотр мультфильма



При просмотре с девочками мультфильмы «Мороз Иванович» использовался прием Л.Стрелковой для установки на просмотр. («Мороз Иванович»)

1.Установка,приход 2 кукол Ленивицы (красивой, в нарядной, блестящей одежде) и Рукодельницы (в простой, не привлекательной одежде). Воспитатели спрашивали, с кем бы им хотелось поиграть.

2.посмотреть мультфильм воспитатели своим поведением проявляли интерес к происходящему на экране и осторожно направляли внимание детей на то, что может уйти из поля их зрения (из чего сделан Дед Мороз, какие узоры рисовала Рукодельница на печке и т.д.),наблюдали за непосредственной реакцией детей, отмечая интересные или сложные для их понимания детали, продумывали вопросы, которые задавали после просмотра.

3. закрепление знания, впечатления ,

полученные детьми, оказывали им помощь

в осмыслении увиденного в форме беседы .

Затем предлагалось выбрать куклу для игры,

4.стимулировали перенос ребенком приобретенных

впечатлений в его собственную деятельность:

речевую или игровую.

Тем самым воспитатели вовлекали детей в речевой

диалог, учили отстаивать свои нравственные

убеждения (старшим нужно помогать, не лениться.)





3. Итоги эффективности предложенной методики

Цель:

- анализ эффективности использования анимации,

Задачи :

- проанализировать эффективность форм работы с использованием анимации;

Отметить сформированности умения детей выполнять правила поведения, выделять нравственную сторону своих взаимоотношений с другими людьми;

Отметить сформированности знаний у девочек о женственности: скромности, терпении, доброты, вежливости, трудолюбии; у мальчиков - представлений о мужественности: мужества, отваги, храбрости, смелости, терпимости.



В ходе итогового эксперимента мы использовали

беседы по произведениям: Э. Успенского «Если бы я был девочкой» (с мальчиками ),

В.В. Шорыгиной «Вредная ворона» (со всеми )

При проведении бесед мы выявили уровень сформированности представлений о семейных ролях, о дружеских взаимоотношениях между детьми.

В ходе бесед мы отметили, что мальчики имеют не только представления о семейных ролях и об обязанностях членов семьи, но и о взаимоотношениях, взаимовыручки, из которой складываются дружная, крепкая семья.





Диаграмма сформированности полоролевого поведения

Контрольная группа Экспериментальная группа

30% - II уровень 100 % - I уровень

70 %- I уровень

На начало эксперимента На конец эксперимента

Уровни

Контрольная группа

начало

конец

Экспериментальная группа

В процентном соотношении

начало

В соответствии с возрастом детей, желательно отечественного производства,

Познавательного содержания. Это видно если:

  • Ребенок проявляет инициативу и решает возникающую проблему самостоятельно; Внимательно смотрит и анализирует текущую ситуацию (возможно, размышляет вслух); Делает выводы из содержания анимации и действует в соответствии с полученными выводами; Решает возникшие проблемы разными способами.
  • Ребенок проявляет инициативу и решает возникающую проблему самостоятельно;
  • Внимательно смотрит и анализирует текущую ситуацию (возможно, размышляет вслух);
  • Делает выводы из содержания анимации и действует в соответствии с полученными выводами;
  • Решает возникшие проблемы разными способами.

Продолжительность до 20 мин

Анимация должна иметь завершенный смысловой кусок, чтобы ребенок смог завершать просмотр с осознанием определенного вывода из данной анимации.

Просмотр осуществляется совместно со взрослым, чтобы потом побеседовать с ребенком по содержанию, подвести его к определенному нравственному умозаключению.

Санит. нормы:четкость изображения анимации, на позу ребенка, расстояние от телевизора до ребенка.

Основной способ взаимодействия с анимацией в данном возрасте происходит посредством игровой деятельности, так как у детей преобладает наглядно - образное мышление



Перечень мультфильмов, которые могут быть использованы в работе

«Гуси-лебеди»

«Кошкин дом»

«Царевна Лягушка»

«Осторожно-обезьянки»

«Вовка в тридесятом царстве»

«Мойдодыр»

«Приключение Буратино»

«Приключение пингвинёнка Ло-Ло»

«Сказка о мертвой царевне и семи богатырях»

«Ох и АХ»

«Щелкунчик»

«Три дровосека»

«Маугли»

«Теремок»

Варежка»

«Золушка»

«Как грибы с горохом воевали»

«Ивашка из дворца пионеров»

«Волшебное кольцо»

«Мороз Иванович»

«Василиса Прекрасная»

«Дудочка и кувшинчик»

«Лесные путешественники»

«Почтальон Пэт и его друзья»

«Мишки Гамми»

«Барбоскины»

«Лунтик»

«Смешарики»

«Нехочуха»

« Федорино горе»

«Сказка о царе Салтане»

«Аленький цветочек»

«Летучий корабль»

«Мешок яблок»

«Морозко»

«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»

«Дядя Степа»

«Оранжевое горлышко»

«Молодильные яблоки»

«Жили-были дед и баба»

« Цветик -семицветик»

«Земляничная поляна»

«Честное слово»

«Тигренок в чайнике»

«Любочка»

«Вовка-добрая душа»

«Мальчик с пальчик»

«Мальчиш -Кибальчиш»

«Алеша Попович и Тугарин Змей»

«Илья Муромец и Соловей разбойник»



Выводы -мы убедились в эффективности использования анимации в гендерном воспитании детей -формы работы с использованием анимации не только развивают сферу представлений о гендерном поведении, а также формирует реальный уровень практического выполнения норм гендерных проявлений -осуществляя гендерное воспитание, необходимо учитывать, чтобы девочки и мальчики в будущем были счастливыми женами и мужьями, у тех и других надо формировать множество «общих» качеств. Честность, трудолюбие, доброту, справедливость, решительность, любовь к родному дому. Но должны быть определены «наборы» гендерных качеств:



мальчикам

девочкам

эмоциональную устойчивость,

смелость,

нежность,

решительность,

заботливость,

ответственность,

скромность,

аккуратность,

великодушие,

терпимость,

желание и способность защищать.

стремление к мирному разрешению конфликтов.



Заключение

В дошкольном возрасте дети постигают мир взрослых, его ценности и культуру, осваивают выработанные веками социальные роли и модели поведения. Истоком развития, как правило, является окружающая действительность. В своих действиях, поступках ребенок отображает значимые для него события и факты, примеряя их на себя и приобретая бесценный опыт взаимодействия с социумом.

Поэтому важно, чтобы воспитатели стремились развивать у детей

  • положительное эмоциональное отношение к своему полу,
  • чувство гордости за принадлежность к нему,
  • соответствующие полу предпочтения и интересы;
  • начальные качества мужественности и женственности
  • добрые взаимоотношения между мальчиками и девочками.


Елена Прилепина

Консультация

«Гендерное воспитание в ДОУ и в семье.»

так и нельзя их уравнивать»

ГЕНДЕР – социальный пол человека, формируемый в процессе воспитания личности и включающий в себя психологические, социальные и культурные отличия между мужчинами (мальчиками) и женщинами (девочками).

Гендерное воспитание - это организация педагогического процесса с учётом половой идентичности, особенностей развития детей в ходе поло ролевой социализации.

Целью гендерного подхода в педагогике является: воспитание детей разного пола, одинаково способных к самореализации и раскрытию своих потенциалов и возможностей в современном обществе.

Гендерный подход в образовании – это индивидуальный подход к проявлению ребёнком своей идентичности, что даёт в дальнейшем человеку большую свободу выбора и самореализации, помогает быть достаточно гибким и уметь использовать разные возможности поведения.

Образовательные задачи гендерного воспитания

Воспитывать у дошкольников необратимый интерес и положительное отношение к своему гендеру. Закладывать основы опознавания своих особенности, и то, как они воспринимаются окружающими, советовать строить личное поведение с учетом возможных реакций других людей;

Воспитывать у дошкольника интерес и хорошее отношение к окружающим людям; развивать у дошкольника представление о себе и других людях как лиц физических и социальных со своими достоинствами и недостатками, типичными и индивидуальными особенностями;

Развивать чуткость и симпатию, умение чувствовать и распознавать состояние и настроение окружающих людей. Вести себя в соответствии с ними, уметь управлять своими эмоциями и поведением;

Обогащать знания о своей семье, роде, семейных реликвиях, традициях, знакомить с основными функциями семьи как психологической группы и социального института;

Отличительные особенности программы «От рождения до школы». Направленность на нравственное воспитание, поддержку традиционных ценностей (формирование традиционных гендерных представлений).

Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования. Ребёнок имеет первичные представления о себе, семье, традиционных семейных ценностях, включая традиционные гендерные ориентации, проявляет уважение к своему и противоположному полу.

Этапы полоролевого развития :

Новорожденность. Настройка на определенный пол.

Раннее детство (1 – 3 года). Принятие пола без наполнения его содержанием

Младший возраст (3-4 года). Дифференцирует половое различие

Дошкольный возраст (4-5 лет). Идентификация по половому признаку.

Старший дошкольный возраст (6-7 лет). Принятие пола и его константность.

Психологические отличия девочек :

Девочки более послушны.

Девочки более работоспособны.

Девочки большую часть информации воспринимают на слух.

Мальчиков:

Мальчики больше хотят отличиться.

Мальчики более изобретательны.

Мальчики занимают больше места

Мальчики не должны плакать

Мальчики большую часть информации воспринимают зрением

Психологи и педагоги считают, что формирование гендерной устойчивости обусловлено социокультурными нормами и зависит:

От отношения родителей к ребенку

От характера родительских установок

От привязанности матери к ребенку

От привязанности ребенка к матери

От роли отца в воспитании ребенка

Несомненно, для развития личности ребенка необходима здоровая психологическая атмосфера в семье. Ее отсутствие неблагоприятно сказывается на формировании личности и в частности на половой идентификации ребенка. Личностные качества родителей также играют здесь немаловажную роль. Так же как и наличие у ребенка полной семьи, т. е присутствие в его жизни полноценных папы и мамы.

У мальчиков, воспитанных только матерью, наблюдается развитие «женских» черт характера: излишняя мягкость, феминизированность (женственность). Женщина для него выступает в роли авторитета, защитника, командира. В других случаях вследствие развития так называемой «компенсаторной мужественности» ребёнок, наоборот, становится чёрствым и жёстким. Тесная эмоциональная близость мальчика с матерью в период дошкольного детства влияет на его отношения со сверстниками, порой осложняя их, а сильный материнский гнёт может стимулировать неправильное увлечение ребёнка.

Не однозначно и влияние отцов. Слишком строгий и требовательный отец, которому ребёнок никак не может угодить, подрывает его самоуважение. Было установлено, что роль отцов в усвоении ребёнком половой роли может быть особо значимой - они в большей степени, чем матери приучают детей к соответствующим ролям, подкрепляя развитие женственности у дочерей и мужественности у сыновей. Если мужчина покинул семью до того, как его сыну исполнилось пять-шесть лет, то сын впоследствии часто оказывается более зависимым от своих ровесников и менее уверенным в себе, чем мальчик из полной семьи.

По данным отечественных психологов, неудовлетворенная потребность в общении с родителем своего пола приводит к идентификации с родителем другого пола. Для девочек атмосфера в семье является более благоприятной, чем для мальчиков, у которых чаще не удовлетворяется потребность в близких отношениях с родителями и потребность в безопасности. У мальчиков чаще встречается неадекватная или нечеткая идентификация, связанная с отсутствием отца в семье. Мальчики, фактически с момента рождения живущие без отца, ориентируются в мужских занятиях больше на взаимодействие с воображаемым отцом.

Игровая деятельность

В дошкольном возрасте основной вид деятельности – игра. В сюжетно- ролевой игре происходит усвоение детьми гендерного поведения. Игра детей отражает традиционный взгляд на роль мужчины и женщины в обществе. Девочки ежедневно ухаживают за домом, заботятся о детях, выходят замуж. Мальчики воюют на войне, защищая Родину, строят мосты, ремонтируют автомобили.

игре закладываются и основы нравственности: великодушие, надежность, уважение к девочкам (женщинам) –– у мальчиков. Доброта, терпеливость, верность, уважение к мальчикам (мужчинам) –– у девочек.

В группах созданы условия для игр мальчиков «Пожарные», «Военные», «Автомобилисты».


Мальчики учатся быть смелыми, сдержанными, преодолевать трудности. Разъясняя мальчикам ход военных и героических игр, мы делаем акцент на том, что их персонажи оберегают тех, кто нуждается в помощи, защищают Родину.

Для девочек – «Салон красоты», «Кукольный уголок» «Кухня», Игровая зона «Семья» со всеми необходимыми атрибутами, где у девочек закладываются основы

материнства.









Конструктивная деятельность одно из любимых занятий как мальчиков так и девочек. А особенно любят заниматься с конструкторами мальчишки. В группе имеются разные конструкторы: начиная от крупных напольных до мелких различных видов и назначений.



Физическая деятельность

Учитывая различия в развитии двигательных функций мальчиков и девочек, осуществляется дифференцированный подход к ним в процессе физического воспитания. Особенность такой дифференциации в том, что девочки и мальчики не изолированы друг от друга, а в процессе специально организованной деятельности развивают физические качества, которые принято считать сугубо женскими или мужскими. Так, например, существуют: Различия в обучении сложным двигательным движениям (метание на дальность легче даётся мальчикам и наоборот, прыжки на скакалке- девочкам) Распределение ролей в подвижных играх (мальчики – медведи, волки, а девочки-пчёлки, зайчики и т. д.)





Музыка – одно из средств формирования полоролевого поведения детей. На музыкальных занятиях работа по гендерному воспитанию прослеживается в различных видах музыкальной деятельности. При разучивании танцев (вальс, полька, кадриль). Мальчики овладевают навыками ведущего партнёра, у девочек делаем акцент на грациозности, изяществе, мягкости движений. В музыкально- ритмических движениях используем дифференцированный подход: мальчики разучивают движения требующие мужской силы, ловкости). У девочек преобладает плавность, мягкость движений (хороводы, упражнения с цветами, лентами, шарами).





Гендерный подход находит свое отражение и в части организации культурно-гигиенического воспитания:

Использование полотенец разных цветов (голубые, розовые);

Установка в туалетной комнате табличек с обозначениями, которые позволяют определить кому можно в данный момент заходить.

Взаимодействие ДОУ с сем

ьёй – необходимое условие успешного решения

задач поло ролевого воспитания детей. В группе проводится праздник Матери, на 23 февраля спортивный праздник с папами.





Роль семьи в гендерном воспитании детей

Мать : Формирует гуманистические черты характера (сострадание, забота о близких) Действует лаской, добротой Воспитывает глубокую привязанность, терпимость Раскрывает красоту окружающего мира Дает готовые ответы на вопросы Является образцом для поведения дочери.

Отец : Формирует целеустремленность, настойчивость, смелость является генератором идей, доводит дело до конца, развивает коллективизм и рыцарство у ребенка Отец – ролевая модель для ребенка на дальнейшую жизнь Способствует формированию самооценки, статусной позиции Учит анализировать, обобщать и делать правильные выводы.