Характеристика героев толстый и тонкий. «Толстый и тонкий» характеристика героев

Рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» написан в 1883 году, году начала правления Александра III после либеральных реформ Александра II. Этот период считается эпохой великих реформ, а также временем демократического движения, машин и промышленности, поэтому неудивительны отсылки к другому, столь же богатому на изменение общественной жизни, периоду – правлению Петра I с его нововведенным табелем о рангах и показателями технического прогресса.

Красной линией через все произведения Чехова проходит идея распада культуры, поэтому текст оказывается насыщен культурными элементами, которые могут разрушить его понимание. Так, при прочтении рассказа надо знать, где находится Николаевская железная дорога (между Петербургом и Москвой, то есть в самом ключевом месте Российской империи), что такое флер-д’оранж (цветок померанцевого дерева, заимствование из французского) и лютеранство (протестантское вероисповедование, пришедшее из Саксонии). Полезно понимать систему табеля о рангах и бытия статским.

В большей частности еще может понадобиться знание о значениях имен, традициях, стоящих за ними. Например, Порфирий (тонкий) – болезненный и уступчивый, мученик, а Михаил (толстый) - равный, подобный Богу. Семья тонкого характеризуется так: Луиза по разным версиям от имени Людовик (славный воитель, знаменитое сражение), сияющая и светлая или та, которой помог бог. Нафанаил же – дар божий. То есть на уровне религиозных «переводов» имен семья тонкого представляется зависимой от воли толстого.

Жанр текста определяется как юмористический рассказ, соответственно строится произведение на неожиданных связях, написано коротко и ёмко, одним событием характеризует, по меньшей мере, эпоху и ее ключевые тенденции. Стилистически он подобен эскизу: черты изображения поверхностны, в основах изображения образов героев – метонимия, то есть дана одна характеристика как воплощение всего персонажа: «толстый» и «тонкий».

Характеристики героев хочется назвать двумя основными концептами текста, в основном понятия в произведении как раз и делятся на условно высокий стиль, важный, толстый и на низкий, тонкий. Так в первую категорию входят, например, слова херес, лосниться, масло, полно, а во вторую – навьючен, узлы, картонки, гуща, худоба, прищур, лобызания, щеголь, душонок, ябеда, искривление, побледнеть, окаменеть, съежится, сгорбиться и другие.

Интересно, что гораздо больше слов собирается вокруг концепта тонкого, реплики этого персонажа значительно длиннее, семья больше и даже имя (Порфирий) имеет за собой более высокую традицию, чем имя толстого (Миша). Так же при встрече с связи с тонким появляется понятие широкой улыбки, а широта – характеристика толстого. То есть тонкий, незначительный раздувается, пытается внешне походить на более значительного, охватить самим собой как можно большее пространство, встать в центре мира. Попытка придать себе значение проявляется и на уровне речи, в частности, тонкий начинает использовать книжные выражения (живительная влага), вводные слова для усиления формальности, а с ней и весомости произносимого.

Другой примечательный факт в том, что к двум концептам можно отнести словосочетание «друг детства», то есть им должны бы стираться границы, сводиться на нет различия, но на деле – чем подчеркивается ненормальность ситуации – это так не работает. Также героев рассказа изначально объединяет ошеломление встречей, но под конец его полностью перетягивает на себя тонкий, также лишая то, чему должно бы быть общим, функции единения.

Сопоставить героев и представляемые ими концепты позволяет их различное имение об одном и том же. Тонкий называет толстого вельможей, превосходительством (тема высокого в противопоставлении низкому), толстый говорит об этом, как о чинопочитании, то есть противопоставления по уровню чина в его сознании нет. Возможно также, что эта черта указывает на целостность толстого в противовес расколу сознания тонкого на оппозиции.

В тексте рассказывается о случайной встрече двух в прошлом одноклассников, теперь же – коллежского асессора и тайного советника. За прошедшие годы дистанция между ними значительно выросла в глазах тонкого, но не для толстого. Комический эффект в том, что один пытается установить равенство, выслужиться, но, на самом деле, равновесие подразумевается изначально.

Рассказ строится на диалоге. Пространство представлено одной точкой, герои описаны одной чертой, движения нет – здороваясь и прощаясь, герои не сходятся и не расходятся. Существует только речь и культура ведения диалога. В самом начале много крылатых выражений (сколько лет, сколько зим), речь предстает довольно приличной. Градация, снижение качества диалога отмечается тремя повторами, в которых тонкий заново представляет свою семью. В этих репликах увеличивается количество многоточий (2, 3, 6), а, соответственно, и пауз, точек разрыва в речи. Она буквально начинает распадаться на невнятные звуки – хихиканье и тошнота толстого как последние реплики. Более того, диалог замыкается в круг повтором фразы о друзьях детства, что указывает на потерю темы разговора и отсутствие разнообразия в том, что может быть сказано.

Время не разворачивается – повествование идет в прошедшем и сосредоточено на воспоминании о прошедшем, а с другой стороны фиксируется конкретными моментами в назывных предложениях. Будущего в изображаемой ситуации нет, неизбежна деградация, то есть возвращение к тем этапам, от которых пошло развитие. Закрепление во времени может отражать некую точку невозврата, после которой движение вперед невозможно.

Причастные и деепричастные обороты относятся только к характеристикам толстого, подчеркивая его статус, снижая рядом с его действиями какие-то побочные элементы. В единственный раз то же самое относится к тонкому в конце (захихикал тонкий, еще более съеживаясь), чтобы усилить передаваемое уменьшение значимости. Также в отношении тонкого возникает пассивность (переведен), которой нет в отношении толстого.

На уровне эмотивного пространства оценить текст сложно. При первом прочтении он условно делится на две части – обычная беседа и подхалимная беседа, но обе определяются ошеломлением, которое изначально охватывает половину, а потом три четвертых участников сцены. Первая часть текста характеризуется эмоциональным равновесием, ведь тогда же и противопоставленные стороны в равной степени испытывают одно и то же. Во второй стопроцентный перевес в сторону тонкого, вероятность восстановления баланса отсутствует в принципе. Но это то, что прямо называется, другие состояния прочитываются в репликах, которым, как уже было сказано, уделяется большее значение.

Сначала оба центральных героя удивлены и радостны, они в восторге от встречи, примерно одинаково воспринимают ситуацию. Первым «не выдерживает» тонкий – он пугается, закрывается, но пытается изобразить прежнее удовольствие. Это вызывает у толстого омерзение, чего тот не скрывает. Так обнаруживаем еще одну особенность – тонкому приходится маскировать свои состояния, он не позволяет себе быть честным с кем бы то ни было. К тому же он проводит в своем понимании мира условные границы, пересечение которых настоятельно требует смены состояний.

Через весь текст проходит линия восклицаний, подчеркивающих некую истеричность и напряженность описываемой ситуации. Может быть, близость к фальши, постановочности сцены или громкому звуку, переходящему в нечленораздельное подобие речи, но не речь. Меньше, но тоже немалая концентрация вопросов как зацепок для ответов, что позволяет формировать целостный диалог. С завершением вопросов завершается и встреча, они работают как движущая сила, маятник беседы и знакомства. Если в одном из героев (в данном случае – в тонком, потому что толстый спрашивает, к чему такой тон) не хватает силы духа качнуть маятник обратно, то взаимодействие прекращается. Неверие в свою собственную значимость и создание ложной взамен нее подавляет дух тонкого.

Функционально-смысловой тип речи рассказа – повествование с микроэлементами описания, которое провоцирует читателя на рассуждение над ситуацией, ведь никакого прямого вывода из ситуации в нем не озвучено. Повествование это нейтрально, автор как бы отстраняется от событий, передает главенство героям, а они, в свою очередь, берут дело в свои руки, выводя на ключевое место в тексте свой диалог (поэтому в данном тексте сложно говорить о передаче чужой речи).

Главных синтаксических актуализаторов смысла два, они дополняют друг друга. В первой половине это связность всех реплик через повторение конца предыдущей (не всегда полное) в начале следующей, то есть плавная их связь, создание целостного и единого речевого рисунка. В конце это обилие многоточий с, соответственно, противоположным смыслом. Лексическим же актуализатором становится использование суффиксов, свойственных просторечию (батюшки, душонок, хорошенько), что работает на упрощение образа тонкого, и книжной лексики, сводящей тот же образ к закостенелости и банальности. Это позволяет подчеркнуть то, что восприятие жизни тонкого очень близко многим и застыло в сознании русского человека, это приводит к стагнации или деградации.

Так рассказ А.П. Чехова «Толстый и тонкий» обращает внимание читателя на проблему русского общества. Оно даже после отмены крепостного права, в период прогресса внешнего не может скинуть с себя внутренних рабских оков и развивать личность параллельно с машинизацией. В противном случае личность начинает проигрывать технике и формальным структурам (табелю о рангах, по которому один выше другого, и это считается объективным), в частности, терять свои особенности и преимущества над машиной – анализировать ситуацию на уровне чувств, уважать личность, связно говорить и вести свободный диалог по своим правилам, а не по закону вопроса-ответа-вопроса. Важно, чтобы читатель сам задумался над ситуацией и пришел к пониманию проблемы.

Рассказ Чехова "Толстый и тонкий" начинается с описания встречи двух друзей на железнодорожном вокзале. Свое внимание автор уделяет комплексности мужчин, одного который находился на вокзале, он называет "толстым", а другого который вышил семьей из вагона, называет "тонким". Данным образом автор подчеркивает социальный статус старых знакомых. В обществе сформировалось мнение, что высокие чиновники и богатые люди от хорошей жизни имеют толстые тела, а люди, ведущие плохой образ жизни от недостатка средств имеют худощавое телосложение.

У двух знакомых завязывается разговор в ходе, которого мы узнаем их имена, тонкого звали Порфирий, а толстого Михаил. Они были очень счастливы, видеть друг драга, автор описывает эту встречу так, что у них при встрече сияют глаза, и долго приветствуют друг друга. После лобызаний тонкий, много рассказал о своей жизни, и познакомил толстого со своей семьей. В его рассказе ярко чувствуется нота хвастливости, он не только рассказывал о том, как сложилась его жизнь, но и хвастался. Порфирий, закончив рассказ своей биографии, приступил знакомить свою семью со старым другом. Когда он представил сына, тот не сразу снял шапку, а сначала подумал, не ниже ли чином собеседник отца.

Развязку этого рассказа Чехов описывает весьма комично. Выслушав своего тонкого друга, Михаил представился тайным советником с двумя звездами. После этого тонкий весь поменялся, его лицо скрючило, а тон речи стал ласковый и услужливый. К своему старому другу он стал обращаться как к высокому чиновнику, больше он не называл его приятелем, а обращался к нему господин. Михаил не хотел такого отношения от своего одноклассника и попросил его общаться с ним нормальным дружественным языком. Но Порфирий продолжил слащаво улыбаться и льстить, здесь он уже не выдержал, попрощался и ушел.

Мне понравилось, как Чехов описывает поведение тонкого друга в момент, когда Михаил рассказывает о свое должности. Он показал его лицо, которое приобрело смешных очертаний, а его тело просто начало выворачивать. Поведение тонкого мне не нравится, так как он много хвастается, а когда осознает перед собой уже не старого приятеля, а высокого чиновника то стает услужливой собачкой. Мне кажется, что тонкий человек совсем не уважает себя. Толстый представлен нам как искренний человек, который, не смотря на свою должность, остается весьма, приветственным. Он действительно с интересом расспрашивает своего друга о жизни, и на его услужливое поведение обижается и уходит. Толстый совсем не хотел общаться со своим другом в форме подчинённого и начальника, он просто хотел дружеской беседы.

Я думою, что мораль этого рассказа заключается в том, что нельзя хвастаться перед людьми своими заслугами, особенно если ты не знаешь, какого положения занимает твой собеседник. Также если ты узнаешь, что твой давний друг стал большим человеком не надо ему услуживать, а надо себя уважать и просто дальше с ним общаться как старые приятели. Те недостатки, на которые указывает нам, к сожалению, существуют и сегодня. Как мне рассказывал отец, что и сейчас таких людей очень много особенно в современном мире. Но я таким никогда не буду, так как уважаю себя и своих собеседников.

Поиск по сочинениям: Найти
Готовые Домашние Задания

Смысл произведения А. П. Чехова "Толстый и тонкий"

Рассказ "Толстый и тонкий" написал Антон Павлович Чехов, живший в 1860-1904 г.

Темой расказа стала встреча двух бывших одноклассников на вокзале. Их из описания сразу становится понятно, что "толстый" - человек богатый: от него пахло дорогими духами и он мог позволить себе дорогой обед. Тонкий предстает уставшим пассажиром, навьюченным всевозможными коробками и узлами. Ему пришлось нести их самому, так как на носильщика не оставалось денег.

У "толстого" и "тонкого" завязывается разговор. Из него мы узнаем имена: Михаил и Порфирий. Тонкий Порфирий, не скромничая, хвастается собой, своей женой и сыном. Он пустился в воспоминания, затем стал выкладывать новости о себе, о том, что произошло в его жизни со времени окончания школы. Сын Порфирия, которого представили Михаилу, не сразу снял фуражку, чтобы поприветствовать приятеля отца, а только немного подумав (оценив, не ниже ли чин толстого чина его отца).

Михаил был действительно заинтересован жизнью Порфирия, расспрашивал его, радовался встрече. Сам Порфирий ведет себя раскованно и непринужденно. Но когда тонкий узнает, что Михаил - тайный советник и имеет две звезды, то эта непринужденность улетучивается. Он съеживается и начинает вести себя подобострастно, называет старого друга "ваше превосходительство". Михаилу такое поведение противно и непонятно. Он ведь разговаривал с Порфирием как со старым другом, а стоило сказать свой чин, так он сразу унижается перед ним. Толстый пытается возразить тонкому: "К чему тут это чинопочитание?". Но тонкий лишь противно хихикал. Тогда Михаил отвернулся от Порфирия и подал на прощание руку.

Идея рассказа такова: не спеши хвастаться перед тем, кто добился большего, но и не следует унижаться перед ним. Когда разговаривашь со старым другом, занимающим высокий чин, нужно разговаривать с ним как с другом, а не как с начальником.

Характеристика Тонкого и Толстого с рассказа Чехова «Толстый тонкий» с цитатами наведена в этой статье.

«Толстый и тонкий» характеристика героев

В рассказе «Толстый и тонкий» Чехов на примере друзей детства высмеивает такие человеческие пороки, как чиннопоклонство и лицемерие.

Два друга когда-то учились вместе, и вот, спустя несколько десятилетий, они случайно встречаются на железнодорожном вокзале. Начало их разговора было радостным: друзья за много лет впервые увиделись! Оба искренне интересовались жизнью друг друга, «тонкий» познакомил товарища со своей женой и сыном. Они даже вспомнили несколько случаев из школьной жизни… Но стоило «тонкому» узнать о чинах и общественном положении «толстого» — откровенность сразу куда-то улетучилась, улыбка сменилась лицемерным выражением лица, в его речи появились ноты поклонения и даже некоторого подхалимства.

«Толстый и тонкий» характеристика Толстого

Толстый — человек, имеющий высокое положение в обществе, хороший доход, сытый и преуспевающий, привыкший к поклонению и подобострастию. Достаток позволяет воплотить ему свои желания.

Внешность Толстого : плотный, упитанный, статный, видный, полный, жирный

Портрет толстого глазами тонкого:
«Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щеголь!»

«губы его, подернутые маслом, лоснились, как спелые вишни»;
«пахло … хересом и флердоранжем»

«Толстый и тонкий» характеристика Тонкого

Тонкий — человек, занимающий незначительное положение в обществе, знающий нужду, но умеющий приспосабливаться к людям, чинам, обстоятельствам.

Речь тонкого сбивчива и выдает его нервное напряжение, внутреннюю обеспокоенность. Он поражен внешним видом толстого, в его неумеренных восклицаниях можно услышать зависть и восхищение, а также претензию на фамильярность. Он спешит похвастаться родовитостью жены и успехами сына. Претенциозность тонкого сказалась и в выборе себе жены, и в имени сына. Некоторая искусственность, его речи подчеркивается повторами, полным молчанием жены и настороженностью сына.

Внешность Тонкого : худощавый, худой, тощий, хилый, хлипкий, невзрачный

«навьючен чемоданами, узлами и картонками»;
«пахло ветчиной и кофейной гущей»
«худенькая женщина с длинным подбородком — его жена»;
«высокий гимназист с прищуренным глазом -его сын»

«Тонкий» относится к тем людям, которые в других прежде всего ценят чины, награды, звания, а не человеческие качества. Самое обидное, что это распространяется не только на знакомых, но и на друзей.

На вокзале Николаевской железной дороги встретились два приятеля: один толстый, другой тонкий. Толстый только что пообедал на вокзале, и губы его, подёрнутые маслом, лоснились, как спелые вишни. Пахло от него хересом и флёр-д"оранжем . Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. Из-за его спины выглядывала худенькая женщина с длинным подбородком - его жена, и высокий гимназист с пр ищуренным глазом - его сын.

Порфирий! - воскликнул толстый, увидев тонкого .- Ты ли это? Голубчик мой! Сколько зим, сколько лет!
- Батюшки! - изумился тонкий .- Миша! Друг детства! Откуда ты взялся?
Приятели троекратно облобызались и устремили друг на друга глаза, полные слёз. Оба были приятно ошеломлены.
- Милый мой! - начал тонкий после лобызания.- Вот не ожидал! Вот сюрприз! Ну, да погляди же на меня хорошенько! Такой же красавец, как и был! Такой же душонок и щёголь! Ах ты, господи! Ну, что же ты? Богат? Женат? Я уже женат, как видишь... Это вот моя жена, Луиза, урождённая Ванценбах ... лютеранка... А это сын мой, Нафанаил, ученик III класса. Это, Нафаня , друг моего детства! В гимназии вместе учились!
Нафанаил немного подумал и снял шапку.
- В гимназии вместе учились! - продолжал тонкий .- Помнишь, как тебя дразнили? Тебя дразнили Геростратом за то, что ты казённую книжку папироской прожёг, а меня Эфиальтом за то, что я ябедничать любил. Хо-хо... Детьми были! Не бойся, Нафаня ! Подойди к нему поближе... А это моя жена, урождённая Ванценбах ... лютеранка.
Нафанаил немного подумал и спрятался за спину отца.
- Ну, как живёшь, друг? - спросил толстый, восторженно глядя на друга.- Служишь где? Дослужился?
- Служу, милый мой! Коллежским асессором уже второй год и Станислава имею. Жалованье плохое... ну, да бог с ним! Жена уроки музыки даёт, я портсигары приватно из дерева делаю. Отличные портсигары! По рублю за штуку продаю. Если кто берёт десять штук и более, тому, понимаешь, уступка. Пробавляемся кое-как. Служил, знаешь, в департаменте, а теперь сюда переведён столоначальником по тому же ведомству... Здесь буду служить. Ну, а ты как? Небось , уже статский? А?
- Нет, милый мой, поднимай повыше,- сказал толстый.- Я уже до тайного дослужился... Две звезды имею.
Тонкий вдруг побледнел, окаменел, но скоро лицо его искривилось во все стороны широчайшей улыбкой; казалось, что от лица и глаз его посыпались искры. Сам он съёжился, сгорбился, сузился... Его чемоданы, узлы и картонки съёжились, поморщились... Длинный подбородок жены стал ещё длиннее; Нафанаил вытянулся во фрунт и застегнул все пуговки своего мундира...
- Я, ваше превосходительство... Очень приятно-с! Друг, можно сказать, детства и вдруг вышли в такие вельможи-с! Хи-хи-с .
- Ну, полно! - поморщился толстый.- Для чего этот тон? Мы с тобой друзья детства - и к чему тут это чинопочитание!
- Помилуйте... Что вы-с...- захихикал тонкий, ещё более съёживаясь.- Милостивое внимание вашего превосходительства... вроде как бы живительной влаги... Это вот, ваше превосходительство, сын мой Нафанаил... жена Луиза, лютеранка, некоторым образом...
Толстый хотел было возразить что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительной кислоты, что тайного советника стошнило. Он отвернулся от тонкого и подал ему на прощанье руку.
Тонкий пожал три пальца, поклонился всем туловищем и захихикал, как китаец: "хи-хи-хи". Жена улыбнулась. Нафанаил шаркнул ногой и уронил фуражку. Все трое были приятно ошеломлены.